Теперь уже бывший студент Белорусского национального технического университета (БНТУ) Семен Исаев 4 марта на контрольной работе вместо ответа на вопрос продекламировал заранее заготовленную речь о несовершенстве белорусской системы образования. 5 марта он был отчислен.
По словам Исаева, ему чуть ли не боем пытались не дать зачитать текст, однако он все же прошелся по рядам и раздал однокурсникам распечатки со своей речью.
Фото со страницы Семена Исаева «ВКонтакте»
«Атмосфера всеобщего дискомфорта как будто не может не царить на экзамене. Сам здешний воздух как бы скован в своём течении, — говорилось в ней. — Студенты с опаской и недоверием поглядывают на преподавателей, которые заметно устают от такого отношения к себе. Никто из студентов не может свободно высказывать свои мысли, а единственное, что звучит хоть как-то связанно, так это заученная специализированная речь, в которой теряется личность. Студент предстаёт эдаким роботом, который отвечает в соответствии с заданной программой. <…> Мы все хотим чего-то одного, что я решительно называю благополучной высокоразвитой свободолюбивой жизнью. Но почему ничего не получается? Я бы хотел ещё раз и поподробнее остановить ваше внимание на этих трёх прилагательных: благополучная, высокоразвитая и свободолюбивая. <…>
У обычного студента есть два варианта решения своих проблем, два варианта сдачи любого экзамена. Первый — это ложь. Да, студент сделает всё, лишь бы не учить. Он будет навязываться в друзья отличникам, будет покупать курсовые и даже дипломные проекты и, конечно, он будет списывать! Из университета такой студент выйдет хитрецом, лицемером, эгоистом, который поставит личную выгоду превыше общественного благополучия, он будет воровать у соседей, у государства и, в конечном счёте, у будущего своих детей.
Но второй студент — это не меньшее зло. Помните о тех равнодушных, с молчаливого согласия которых?.. Так вот, они молча учат свои экзамены, никогда не возражают, боятся иметь собственное мнение касательно собственной жизни! Чем строже и деспотичнее их преподаватель, тем прилежнее они учатся, в душе ненавидя этого человека, а внешне оказывая ему всякие знаки почтения <…>
Я честен перед собой и впервые за 5, а то и за 16 лет высказываю своё настоящее мнение. «Вы все не правы!» — кричит мой внутренний голос, и я рад, что эти слова звучат вслух. <…> Система образования должна быть пересмотрена. Учителя и ученики должны получать удовольствие от учебного процесса…».
В сети объявилось много сочувствующих и поддерживающих Семена. Однако все ли так однозначно?
Как рассказал сам Семен Исаев в комментарии для Naviny.by, он решил, что своей речью сможет что-то изменить. И даже не что-то, а «вообще всё»:
«Мне вдруг показалось, что, несмотря на мое самое обычное посредственное положение в обществе, у меня есть возможность изменить вообще всё. Есть такая штука — начни с себя. И я решил начать с себя. Некоторые думают: «Вот я буду зарабатывать деньги, буду идти по головам, буду приходить к власти, а уж потом, когда приду, тогда я займусь благородными делами…». Но мне совершенно не хочется откладывать так далеко. Потому, когда я почувствовал силы в себе, тогда это и сделал».
«Ты делаешь всё, потому что ты сейчас хочешь это делать. Если есть место для послушания, то есть и место для непослушания», — добавил Семен.
Отвечая на вопрос, какой реакции он ожидает от общества, исключенный студент замечает, что «на стариков это уже вряд ли повлияет», потому можно надеяться, что это воздействует на молодежь: «Тем, кто помладше, кто поступает в универ, может, будет полезно».
Вместе с тем Семен Исаев говорит, что «ничего тут не поможет». И потому, по его словам, этот поступок скорее можно расценивать, как определенный шаг для самого себя: «Для меня это, может, был такой шаг — стать на эти рельсы изменений, шаг для себя. Хотя бы задать самому себе вопрос… Сначала высказать недовольство, а теперь уже можно подумать о чем-то конструктивном, о предложениях».
Вот только конструктивных предложений у него нет. «Никаких, — говорит он. — Потому что вся система вообще неправильная. Какие тут предложения. Даже не представляю, что с ней делать».
Исаев говорит, что не в курсе официальной формулировки причин своего исключения из вуза. А потом и вовсе добавляет, что не уверен, исключили ли его: «Они сказали журналистам, что я практику не сдал. Но у меня была практика, я ее вроде как сдал, только я не подписал эту штуку, которая в зачетке стоит, а так-то я ее сдал… Я не брал обходной лист. Не знаю даже точно, исключили меня или нет. Но думаю, что исключили. А если нет, то исключат».
Отвечая на вопрос, были ли у вуза к нему ранее претензии, и может ли быть он уверенным, что исключили его именно за пресловутое выступление, бывший студент говорит, что учился нормально. «Я, конечно, такой — все время в хвосте тянулся. Потому, наверное, что мне все пять лет не нравилось там учиться. Где-то нравилось, где-то не нравилось. И двойки были, и выговоры», — добавляет он.
«Я не жалею об этих годах. Вообще, какая разница… Почему только на пятом курсе решился выступить?.. Учился и тут… Это как последний шанс спастись — сказать, что у тебя на самом деле внутри, — объясняет он. — Ведь с самого детства у ребенка всегда есть своя правда. Но потом ему приходится подстраиваться под других людей, с детства дети учатся обманывать, и так человек растет в обмане, заканчивает школу, поступает в университет. Первое сентября — как первый урок лицемерия. И как это все остановить? До меня только на пятом курсе дошло, что пора».
По его словам, на факультете ему предложили восстановиться и для этого написать объяснительную, дескать, на контрольной у него случилось помутнение. Исаев отказался: «Мне говорят: «Есть конкретные правила». А я ответил, что мне не нравятся эти конкретные правила».
Говоря о своем будущем, Семен попросил написать, что он вовсе не сбирается уезжать учиться в Европу «по всем этим варшавским штучкам». А чем будет заниматься дальше, он пока не знает.
В пресс-службе БНТУ корреспонденту Naviny.by сообщили, что Семен Исаев отчислен за неуспеваемость.
Руководитель пресс-службы вуза Анатолий Кононов зачитал приказ ректора, согласно которому студента пятого курса Семена Исаева, обучающегося на дневной форме получения образования по специальности «Теплогазоснабжение, вентиляция и охрана воздушного бассейна» факультета энергетического строительства за счет средств республиканского бюджета, «при завершении усвоения содержания образовательной программы первой ступени не прошедшего и соответственно не защитившего преддипломную практику без уважительной причины и не допущенного к итоговой аттестации сдачи государственного экзамена «(экзамен состоялся 05.03.2013 года)», приказано «отчислить из БНТУ 05.03.2013 года за непрохождение итоговой аттестации без уважительных причин».
В БНТУ говорят, что поступок Исаева взбудоражил весь вуз, и намекают, что, хоть и не имеют права судить человека, но связано это, скорее всего, с его эмоциональным состоянием.
По словам Анатолия Кононова, отчисление никак не связано с выступлением студента. «С ним работали и в вузе, и в семье, — рассказал он. — Но вы можете представить состояние человека, который сознательно не проходит практику, не сдает аттестационный экзамен, при этом не поясняя, почему? Пять лет проучился на бюджетной форме, факультет прекрасный, специальность однозначно востребованная. И вдруг с наступлением весны — такой поступок, который никто не может объяснить, и даже он сам…Это случай из ряда вон. Даже люди, которые учились с ним, не могут этого понять».
Как говорит пресс-секретарь, он не в курсе, возникали ли аналогичные проблемы со студентом ранее. Также он не знает, действительно ли тому предлагалось восстановление в обмен на «покаяние».
Кстати, как замечает, Анатолий Кононов, бывший студент потому и не заявляет однозначно, что его исключили именно за пламенную речь, потому что прекрасно понимает, что это не так: «Ректор ведь никогда не подпишет приказ об отчислении, если на это нет оснований. И он сам понимает, что правовое поле не на его стороне. Вот в чем противоречие — он-то осознает правомерность подхода и пояснить ничего не может».