На Ивана Шкурко, избитого лидскими милиционерами, завели уголовное дело.
Еще осенью прошлого года лидские милиционеры били, унижали и пытали двух задержанных молодых людей.
Обвинение предъявлено только сейчас, но не сотрудникам милиции. Тюрьма за сопротивление представителям власти угрожает одному из пострадавших. Следственный комитет отказывается комментировать это дело.
«Избиение Богдана происходило в фойе клуба. Первопричина конфликта была в несовершеннолетнем охраннике», — говорит мать братьев Лариса Шкурко.
Иван, как мог, пытался остановить избиение своего брата, разнять стороны.
«Двое выкручивают, третий бьет по голове, как по футбольному мячу, ногой. Все это происходит у меня на глазах», — рассказал он.
Через некоторое время на помощь избивавшим подошли сотрудники ППСМ (патрульно-постовой службы милиции).
Милиционеры задерживали братьев жестоко, с применением дубинки, наручников и слезоточивого газа. Иван говорит, что не ожидал такой атаки, так как они не оказывали сопротивления милиции. Да и не могли с залитыми перцем глазами. Подальше от людских глаз и камер наблюдения милиционеры продолжали избивать ребят. Ивана били в том числе по ранее сломанной ноге, а потом решили поиздеваться.
Но это не все, что сделали с Иваном.
«Увезли человека в лес, избили, да еще после этого начали мочиться парню на голову. Это уже не просто пытки, это пытки с извращениями», — говорит правозащитник.
В Лидском РОВД экзекуция продолжалась. Когда мать задержанных братьев приехала в милицию, то была шокирована тем, что услышала.
«Я быстро забежала в РОВД, слышу глухие удары, стоны ребенка. Он умоляет, просит: «Не трогайте меня». И тут перцовый газ брызнули. Они уже между собой начали ругаться — зачем столько налил, оставаться здесь невозможно», — рассказала мать Ивана и Богдана.
Милиционеры действовали настолько жестко, что на следующий день Богдан и Иван Шкурко попали в больницу. Травмы Ивана отражены на фотографиях и в выводе судмедэкспертизы.
«Кровоподтеки возникли в результате ударов предметом продолговатой формы (возможно, резиновой палкой), что подтверждается формой кровоподтеков и их размерами… Было не менее 30 травматических взаимодействий твердых тупых предметов с различными областями тела пострадавшего», — говорится в выдержке из экспертизы государственного судмедэсперта Ольги Трофимовой.
В итоге завели дело. Но не на тех, кто избивал, а на самого пострадавшего. Богдану Шкурко грозит административная ответственность за сопротивление милиционерам и мелкое хулиганство. Братом Иваном занялись позже. В январе его задержали, и после избиения в том же РОВД посадили на 3 дня за мелкое хулиганство. А в феврале на парня завели уголовное дело. За сопротивление милиции ему грозит до 5 лет тюрьмы. Все это время Лариса Шкурко продолжает добиваться справедливости, но пока что никто из милиционеров не был наказан.
Пытки в белорусской милиции — не редкость. Широко известным стало дело Василия Сорочика, которого минские милиционеры пытками заставляли взять на себя ответственность за ряд краж. Через ад в милиции прошел и минский прораб Павел Левшин, на которого пытались «повесить» кражу труб на собственном участке. А Павла Плаксу вообще осудили на 10 лет усиленного режима, выбив показания пытками.