Рабочая автономия / Операисты

Примечание источника: наши читатели просили публиковать материалы про антиавторитарных марксистов, новых левых и левых националистов. Начнем, пожалуй, с истории одного новолевого течения – операизма. Публикации делаются в рамках расширения кругозора и понимания эволюции революционной мысли.

Операизм, операисты, рабочая автономия, автономизм

Операизм (итал. Operaismo) — разновидность интернационально распространенного автономистского марксизма, течение итальянской мысли 60-х, базирующееся вокруг журналов «Красные тетради» и «Рабочий класс», позже окончательно сформировавшиеся в автономизм.

Операисты

Операисты оспаривали традиционную марксистскую ценность – «освобожденного труда», они считали, что общество неотчужденного, свободного труда невозможно в рамках индустриального конвейера (фордизма). Фордизм должен уступить место обществу, основанному на приоритете информационных технологий. Для того чтобы вынудить капитал развить новые технологии, необходимо отказываться от работы в рамках фордизма. Лозунгом того времени стало: «Меньше работы, больше оплаты!». Это и была теория автономной борьбы, зародившаяся на больших северных фабриках в форме забастовок, саботажа и замедления работы, а также повседневной борьбы против превращения жизни в работу. Вскоре к старым методам добавились новые: захват пустующих домов сквоттерами и обобщение тактики самовольного снижения цен, иногда даже «пролетарский шоппинг» в виде массового грабежа.

Как мы видим, в ответ на встраивание некоторых старых “левых” в капиталистическую систему, их реформизм и вообще полный отказ от изначальных идей и требований, появились новые левые – синтез и переосмысление традиций анархизма и марксизма. Минимум теории, направленность на практику. Малопонятные (во всяком случае те, что дошли до нас в переводах) лозунги, пренебрежение к большим организациям, надежда на спонтанность, а не на подготовку. Возможно, что нам непонятны данные методы и тактики в связи с тем, что мы живем в несколько другом обществе, а также не знаем предпосылок появления такого рода синтеза. Как мы знаем основоположники операизма в скором времени стали автономистами. Потому воспринимать данные идеи как руководство явно не стоит. Что это было? Очередная попытка обновить левую идею, которая взлетела и приземлилась вместе с общим революционным подъемом и спадом? Или же стоит относиться к новолевым идеям более серьезно? Безусловно, некоторые идеи могут быть интересны (как, например, борьба с конвейрным производством, нацеленность на автоматизацию труда), но практика вроде сквотирования или автономных групп в странах СНГ себя показала недееспособной.

операизм, операисты

Вершиной движения был март 77-го года, когда в течение нескольких дней боевое движение захватило большую часть Рима и Болоньи. Всего в одном 1977 году в Италии действовали 97 леворадикальных организаций, а в целом за 1968-80 гг. их было примерно 215. Самой знаменитой из них стала организация «Красные бригады» — самая крупная по численности (до 12 тысяч членов), самая дерзкая из леворадикальных организаций в Европе.

операизм, операистыРабочая автономия (Autonomia Operaia) – организация, активно действовавшая на территории Италии в 1970-х гг. Возникла как «Организованная автономия» в 1969—70 гг. из слившихся «Потере операйо», «Группы Грамши» и некоторых «рабочих ассамблей», возникавших на предприятиях. Позже в организацию также вступили члены миланского «Нового порядка» Ремо Касагранде, римского «Национального авангарда» Валерио Боргезе, члены фашистской группы Марио Тути, маоисты из «Народной борьбы». «Организованная автономия» 31.1.1973 заявила о самороспуске, на самом деле — разделилась на легальную и нелегальную структуры. Название «Рабочая автономия» получила в 1974—75 гг. Центр движения находился в Болонье, административном центре наиболее радикальной итальянской области Эмилия-Романья. Стратегия автономистов была направлена на освобождение от гегемонии буржуазных учреждений и политики, дезорганизацию общественной системы в производственной и социальной сферах. Террористы предпринимали операции по разрушению оборудования, выполняли диверсии против армии и полиции, осуществляли вооруженные провокации во время демонстраций, уничтожали кассовые аппараты в общественном транспорте в борьбе за свободный проезд и т. п.

Операисты

РА исповедовала «спонтанный» подход к борьбе. Идеологи организации говорили: «… следовать проявлениям борьбы везде, где она обнаруживается непосредственно (в университетах, на заводах, в учреждениях) с единственной целью: производить радикализацию борьбы через расширение форм…». РА отрицательно относилась к политике «Красных бригад», другой крупнейшей левоэкстремистской организации Италии. Автономисты считали, что подпольная борьба бригадистов порождает замкнутость и элитарность, которые лишают революционную организацию массовой социальной поддержки. Они стремились к революции, совершающейся в результате борьбы масс. РА отдавала предпочтение крупномасштабным массовым движениям перед спланированными боевыми операциями террористов. С 1973 Антонио Негри, Оресте Скальцоне, Моруччи берут курс на сотрудничество с уголовниками в деле добывания средств, которые решено делить поровну. Сотрудничество с преступным миром диктовалось программными установками организации, Автономисты искали опоры в «мелком» преступном мире, который рассматривали как стихийно осуществляющий классовую борьбу, откуда намеревались черпать кадры и превратить в источник революционной энергии:

…«мелкий» преступный мир своими кражами выражает по сути справедливую необходимость перераспределения дохода и отказа от трудовой деятельности в этом обществе. В деятельности же «крупного» преступного мира мы наблюдаем тенденцию к воспроизводству угнетения, к защите капитала, иными словами — это символ угнетения пролетариата. Если мы не войдем в «мелкий» преступный мир, разумеется, поставив при этом задачу сохранения своей политической гегемонии, которую мы обязаны осуществлять во всех пролетарских слоях, «мелкий» преступный мир окажется под влиянием крупной преступности, исторически теснейшим образом связанной с властью капитала.

«Рабочая автономия» и «П-38» (не имевшая оформленной структуры; название получила по марке карманного Пистолета германского производства; род деятельности — вооруженные провокации во время уличных стычек) специализировались на подстрекательстве студентов к уличным беспорядкам, стычках с полицией, в чем и заключалось, по их мнению, делание революции, РА подразделялась на «организованную» — оформленную, иерархизированную и «неорганизованную» части. Члены последней рассматривали движение как стихийно образующееся, противостоящее сложившимся общественным классам и опирающееся в борьбе на «новый пролетариат»:

«Мы не есть организованная группа или партия, но скорее революционная сфера, которая стихийно образуется в гетто больших городов, среди люмпен-пролетариев, женщин, маргиналов».

Терроризм РА стал составной частью массового движения. В основу борьбы была положена идея — «грабь награбленное». На этом пути искал Негри поддержки автономистского движения, в этом, видел исходный пункт вооруженной деятельности:

«Это, несомненно, борьба, основанная на экспроприации, постоянной и непрерывной экспроприации. Она не просто воровство. Она означает задачу; внушить пролетариату и рабочему классу необходимость перевернуть в свою пользу баланс власти, который одновременно включает в себя и власть над богатством, над распределением реального, действительно существующего капитала. Это со всей очевидностью затрагивает самые священные основы буржуазного общества и направляет против нас его самые мощные инструменты подавления. Именно в этом смысле мы не имели бы никакой веры в массах, если бы не выдвинули проекта вооруженной экспроприации, который, в свою очередь, Не открывал бы возможности поставить проблематику милитаризации нашего движения в качестве основополагающего момента его деятельности»

статья А. Негри «Какой тип борьбы мы предлагаем?»

В некоторых городах автономистам удалось спровоцировать крупные беспорядки. В апреле 1979 в Риме, Падуе, Милане, Турине, Ровиго были арестованы 16 руководителей автономистов, в числе которых Негри, Оресте Скальцоне, Эмилио Веше. В начале 1980-x гг. местные группировки были разгромлены, лидеры заключены в тюрьмы, эмигрировали, некоторые раскаялись. Идеологи РА выпустили 25 номеров журнала «Авангуардиа операйя» и несколько трудов «анализа ленинизма».

операисты

Источник.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *