Данная статья была переведена и прислана нам читателем сайта. Перевод осуществлен по брошюре, выпущеной Анархо-коммунистическим фронтом Забалазы (ЮАР), а перовначальными авторами является Федерация Анархистов Рио-Де-Жанейро. Статья посвящена вопросам организации анархистов и взаимодействия между анархистами и участниками социальных движений. Нам кажется, что данный подход может применяться на практике белорускими активистами при формировании анархистских групп и работе с населением (прим РД).
Политическая анархистская организация* использует, для внутреннего и внешнего функционирования, то, что мы называем «концентрическими кругами», и что было вдохновлено организационной моделью бакунинцев. Главная причина, по которой мы принимаем такую логику работы в том, что в анархистской организации необходимо сохранять разные виды деятельности. Их комбинация улучшает ее работу, в то же время, позволяя ей объединять подготовленных активистов с высоким уровнем приверженности идеям и сочувствующих людей, симпатизирующих теории или практике организации, которые могут быть менее активны или идейны. Короче говоря, концентрические круги призваны решить важный парадокс: анархистской организации нужно быть достаточно закрытой, чтобы иметь подготовленных, идейных и политически единых активистов, и достаточно открытой, чтобы привлекать новых активистов.
Многие проблем, преследующие анархистские организации, вызваны тем, что они не функционируют согласно логике концентрических кругов и не реализуют два выше указаных принципа. Стоит ли людям, которые говорят, что они анархисты и заинтересованы в работе организации, состоять в организации, даже если они не знают политической линии развития в деталях? Стоит ли обывателям, интересующимся анархистскими идеями, состоять в организации? Как вы относитесь к «либертариям» — в самом широком смысле этого слова — которые не определяют себя как анархисты? Стоит ли им состоять в организации? А тем, кто может только иногда уделять время для активизма? Много вопросов. Другие проблемы возникают потому, что есть сомнения в осуществлении социальной работы. Должна ли организация представляться анархистской организацией в социальных движениях? В своей социальной работе может ли она объединяться с другими индивидами, группами и организациями, не анархистами? Если да, то, какие у них общие точки соприкосновения? Как вы проводите социальную работу в среде людей с разными идеологическими взглядами и сохраняете анархистскую идентичность? Как вы гарантируете то, что анархизм не раствориться в контакте с социальными движениями? С этой точки зрения тоже много вопросов.
Концентрические круги призваны предоставить простор для каждого активиста организации и симпатизирующего. Вдобавок, этак концепция стремится облегчить и усилить социальную работу анархистской организации и в конце концов, установить канал для привлечения новых активистов.
На практике, логика концентрических кругов устанавливается следующим образом. В политической анархистской организации состоят только анархисты, которые, в большей или меньшей степени, способны развивать, распространять и претворять в жизнь политическую стратегию организации: внутренне, внешне и в общественной деятельности. Также, более или менее, активисты должны быть в состоянии помочь в разработке стратегической и тактической линии организации, так же, как и иметь возможности повторять и применять ее. Активисты берут на себя внутренние функции организации — будь то исполнительные, совещательные или внеочередные – так же, как и внешние функции в отношении агитационной работе. Функции, выполняемые активистами внутри организации, базируются на самоуправлении и федерализме или на горизонтальных решениях, где все активисты имеют одинаковое право голоса и вето и где, в особых случаях, имеет место делегирование с императивным мандатом. Функции, выполняемые делегатами, должны быть очень четко определены, так чтобы они «не могли действовать от имени ассоциации, если не были уполномочены на это ее членами; они должны выполнять только то, что решили члены, а не диктовать ассоциации путь вперед» [Luigi Fabbri. “The Anarchist Organisation”. In: Italian Anarchist Communism. p. 124]. Кроме того, должности должны сменяться с целью расширения возможностей всех участников и во избежание узурпации должностей и функций.
Политическая анархистская организация может иметь только один круг активистов, все они будут в одинаковом положении или может иметь больше одного круга – критерий членства будет определяться коллективно. Например, это может быть время, которое человек состоит в организации или способность развивать политическую или тактико-стратегическую линию. Так, новобранцы или те, у кого меньше возможностей действовать в ключе организации могут быть во внешнем (дальнем) круге, более опытные активисты с большими способностями к реализации стратегии организации будут во внутреннем (ближнем) круге. Это не иерархия между кругами, т. к. идея в том, что чем «глубже» или ближе активисты, тем лучше они могут сформулировать, понять, воспроизвести и применить стратегию организации. Чем «глубже» активисты, тем они более идейны и активны. Чем больше активист дает организации, тем больше она требует от него. Активисты выбирают свой уровень идейности, и они принимают или не принимают участия в обсуждениях на основе этого выбора. Так, чем идейнее активисты, тем больше они принимают решений. Чем меньше — тем меньше они будут решать.
Это не значит, что мнение более идейных участников имеет больший вес. Это значит, что они принимают участие в органах принятия решений. Например, те, кто более идейны, имеют право голоса и вето в Конгрессах, которые определяют политическую и стратегическую линию организации; менее идейные, не принимают участия в Конгрессах или принимают, но в качестве наблюдателей, и участвуют в ежемесячных ассамблеях, где решаются тактические и практические вопросы в стратегии.
Таким образом, внутри политической анархисткой организации у вас может быть один или несколько кругов, которые всегда определяются идейностью активистов. В случае наличия более чем одного круга, это должно быть известно всем и критерий изменения круга должен быть доступен всем активистам. Так, следовательно, активисты смогут выбрать, где они хотят быть. (данный принцип сложно реализуем для законспирированных групп — комментарий РД)
Следующий круг, внешний и самый отдаленный от ядра организации, не является уже ее частью, однако имеет фундаментальную важность: он отражает количество сторонников. Эта часть или круг стремится сгруппировать всех людей, идеологически близких анархистской организации. Сторонники отвечают за помощь организации в ее практической работе, такой как публикация брошюр, периодики или книг; распространение агитационных материалов; помощь в разработке теории или контекстного анализа; в организации практической деятельности в социальной работе: общественной деятельности, помощь в учебной работе, логистике, организационной работе и т.д. В этой поддержке люди, близкие к анархистской организации и ее работе, контактируют с другими активистами, могут углубить свои знания политической линии организации, лучше узнать о ее деятельности и углубить свое видение анархизма и т. д.
Таким образом, этот вид поддержки играет важную роль в помощи анархисткой организации в ее деятельности на практике, приближая к ней интересующихся людей. Это приближение имеет и далекое идущую цель: кто-нибудь из этих сочувствующих станет активистом организации. Политическая анархистская организация стремиться собрать как можно большее число сторонников и, через практическую работу, определить заинтересованных в присоединение к организации и имеющих соответствующие характеристики для членства. Предложение на вступление в организацию может быть как инициативно активистов, так и сторонников. Хотя каждый активист сам выбирает свой уровень преданности организации и свое место, цель анархистской организации состоит в том, чтобы всегда иметь наибольшее число наиболее идейных активистов в более внутренних кругах.
Приведем пример: допустим, организация решила работать с двумя внутренними уровнями доверия – или двумя кругами. Активисты, будучи новичками, попадают на уровень «новобранцы», когда они пробыли там 6 месяцев и стали подготовленными и идейными, они перемещаются на уровень «соратники». Давайте теперь представим, что эта организация решила создать круг сочувствующих. Цель организации – собрать как можно большее количество сочувствующих, перевести их на уровень новобранцев и, спустя шесть месяцев – после их подготовки – на уровень «сподвижников». Мы проиллюстрировали как это может работать на практике.
CТ – этот уровень сторонников, А – активистов, Б – Бойцов, цель – поток, показанный красной стрелкой, идущий от СТ к А, и от А к Б. Те, кто заинтересованы, могут двигаться в этом потоке, а те, кто нет – оставаться там, где им лучше. Например, если человек хочет оказывать поддержку от случая к случаю и не более, он может хотеть всегда оставаться на круге СТ. Суть здесь в том, что все желания людей помогать движению будут удовлетворяться организацией. Это не потому, что у человека мало времени или потому что он предпочитает помогать, когда помощь не нужна, а потому, что внутри политической анархисткой организации должно быть место для всех, кто хочет принимать участие. «Критерий для отбора, который никогда не подведет, — это успехи. Способность и эффективность активистов, по существу, мерило энтузиазма и усердия, с которыми они будут выполнять свои задания». [Juan Mechoso. Acción Directa Anarquista. p.199.]
Логика концентрических кругов требует, чтобы каждый активист и организация в целом обладали четко определенными правами и обязанностями для каждого уровня идейности. Это необходимо не только для тех, кто будет принимать решения, которые не будет соблюдать. Сочувствующий, посещающий мероприятия раз в месяц и время от времени делающий свой вклад, например, не может принимать решения относительно правил и мероприятия, которые должны соблюдаться или проводиться ежедневно, так же, как и решать что-то больше для других активистов, чем для себя.
Это очень распространенная практика в либертарных группах, когда люди, которые вносят нерегулярный вклад, принимают решения по вопросам, которым следуют и, в конечном счете, выполняют более постоянные члены. Для активистов, появляющихся время от времени, очень легко, например, установить политическую линию организации, ведь это не они же будут ей следовать большую часть времени.
Это непропорциональные формы принятия решений, в которых, в конце концов, одни принимают решения, а следуют им другие. В модели концентрических кругов мы стремимся к системе прав и обязанностей, в которой каждый принимает те решения, которым он впоследствии может и должен следовать. Таким образом, вполне нормально для сочувствующих решать только те вопросы, в которые они вовлечены. И так же нормально для активистов решать только то, чему они буду следовать. Итак, мы принимаем решения и им соответствующие обязательства и это предполагает, что у организации есть четкий критерий для вступления, хорошо определяющий кто участвует в ней, а кто нет, и на каком уровне идейности находятся активисты.
Важный критерий для вступления – это то, что все активисты, входящие в организацию, должны быть согласны с политической линией. Для этого анархистская организация должна иметь теоретические материалы, выражающие это линию – менее подробно для тех, кто еще не является членом организации и подробнее для тех, кто ими является. Когда кто-нибудь интересуется работой организации, проявляя интерес к сближению, вы должны сделать его сторонником и дать ему необходимое руководство. Как сторонник, знающий в общих чертах политическую линию и имеющий тягу к практической работе организации, человек может проявить интерес к вступлению в организацию или же организация может выразить заинтересованность в становлении сторонника активистом. В обоих случаях сторонник должен получать постоянные наставления от анархистской организации, предоставляющие ему теоретический материал, уточняющий ее политическую линию. Один или несколько активистов, хорошо знающих эту линию, обсудят с ним сомнения, подискутируют и внесут ясность. Заручившись согласием сторонника с политической линией организации, и с согласия обеих сторон, активист вступает в организацию. Очень важно, что во время испытательного срока каждый новый активист получал инструкции от более опытных товарищей, которые буду направлять и готовить его к работе. В любом случае, анархистская организация всегда должна заниматься вопросами подготовки и руководства сторонников и активистов так, чтобы это позволяло им менять свой уровень приверженности, если они так решат.
Такая же логика концентрических кругов применима и в социальной работе. Через нее анархистская организация станет выполнять социальную работу наиболее подходящим и эффективным способом. Как мы уже видели, анархистская организация внутренне разделена на слои для осуществления практической деятельности. Существуют организации, которые для этого предпочитают устанавливать прямую связь с социальными движениями, и такие, которые предпочитают представлять себя через посредническую социальную организацию, которую мы можем назвать группой тенденций (grouping of tendency).
Участие в группах тенденций подразумевает принятие набора идей, которые могут разделяться товарищами разных идеологических направленностей, но которые согласны с необходимыми исключениями (к реформистам, например), если они стремятся к минимальному уровню оперативной согласованности.(…) Группы тенденций, координирующиеся друг с другом и укоренившиеся среди самых активных людей (…) являются более высоким уровнем, чем раньше [уровнем масс]. [Ibid. pg. 190, 192.]
Группы тенденций располагаются между социальными движениями и политической анархистской организацией, объединяя активистов разных идеологий, у которых близкие взгляды на конкретные практические вопросы.
Как мы уже подчеркнули, есть организации, предпочитающие напрямую представлять себя в социальных движениях, без необходимости в группах тенденций, и другие, которые предпочитают представлять себя посредством них. В обоих случаях есть негативные и положительные стороны и каждая организация должна определить лучший способ действовать. Поскольку взгляды, которые мы отстаиваем в социальных движениях больше практические, чем теоретические, может быть интересно работать с группами тенденций, включающими людей, согласных с некоторыми или всеми позициями, которые мы отстаиваем в социальных движениях (силу, классовый подход, автономность, решительность, прямое действие, прямую демократию и революционную перспективу) и которые помогут нам увеличить социальные силы в защите этих позиций.
Таким же образом, как и в схеме выше, идея в том, чтобы специальная анархистская организация стремилась интегрироваться в этот промежуточный уровень (группы тенденций) и через него представлять себя, проводя свою работу в социальных движениях в поисках социальной интеграции. Снова проиллюстрируем, как это работает на практике.
САО – специальная анархистская организация, ГТ – группа тенденций и СД – социальное движение, и два потока.
Первый – это влияние САО – стремится к ГТ и оттуда к СД. Давайте рассмотрим на нескольких практических примерах. Анархистская организация, решившая действовать в профсоюзе, может формировать группы тенденций с другими активистами из профсоюзного движения, отстаивающими какие-то конкретные лозунги (революционную перспективу, прямое действие и др.) и с помощью этих тенденций может влиять на профсоюзное движение или профсоюз, в котором она действует. Или анархистская организация может выбрать работать с движением безземельных и, для этого, собрать людей, защищающих такую же позицию (автономию, прямую демократию и др.) в социальном движении, вместе в группах тенденций. С помощью этих групп тенденций специальная анархистская организация действует внутри движения безземельных и, таким образом, стремиться влиять на него.
Эта форма организации решает очень распространенную проблему активизма. Например, когда мы знаем очень проверенных активистов, революционеров, которые выступают за самоуправление, автономию, демократию для масс, прямую демократию и т.д. и с которыми мы не взаимодействуем, потому что они не анархисты. Эти активисты могут работать с анархистами в группах тенденций и вместе отстаивать свои позиции в социальных движениях.
Вторая стрелка на диаграмме показывает направление потока активистов. То есть, в этой схеме цель в том, чтобы привести людей в социальные движения, имеющие общую практику с анархистами в группах тенденций и, оттуда привести ближе к анархистской организации тех, кто имеет идеологическое сходство с анархистами. Таким же образом, как и в предыдущей диаграмме, если активист на практике очень близок к анархистам, но он не анархист, он должен быть членом группы тенденций и быть задействованным в социальной работе. Если он близок идеологически, то он может быть ближе к организации или даже присоединиться к ней.
Цель анархистской организации не в том, чтобы превратить всех активных людей в анархистов, а в том, чтобы научиться работать с каждым из этих активых людей наиболее соответствующим образом. Пока есть общие интересы, активисты могут менять свое место в кругах (из социальных движений в группы тенденций или из групп тенденций в анархистскую организацию). Без этих общих интересов каждая группа действует там, где, как она думает, это наиболее уместно.
*Политическая анархистская организация – согласно Федерации Анархистов Рио-Де-Жанейро, стратегически, анархистское движение представлено массовыми организациями (социальными движениями) и специальными (то есть политическими) анархистскими организациями. Последние включают в себя только анархистов, с четко определенными целями, объединенными для совместной работы и их достижения, в целом, довольно близкие платформизму. Подробнее смотри: [Social Anarchism and Organisation by Federação Anarquista do Rio de Janeiro ‐ FARJ]