Недавно знакомая спросила, как я представляю себе жизнь в либертарно-социалистическом (коммунистическом, анархистском) обществе. Мне кажется, что облик кибуца (в недавнем прошлом кибуцы были самоуправляемыми коммунами) дает наглядное представление об этом.
Что мы видим? Ядро кибуца — центральное здание, дом собраний. Именно здесь принимаются все ключевые решения об организации жизни общины, о производстве и распределении, здесь же заседает выборный совет кибуца, который осуществляет управленческие функции. Вокруг жилые дома. За пределами жилого комплекса — поля, предприятия, транспортные средства, находящиеся в общей собственности и в общем управлении кибуцников. Здесь все знакомы со всеми, здесь все не чужие. Необычайно плотное, теплое, живое общество. Впрочем, оно не исключает дискуссии, многообразия мнений. В кибуцах нередко имеются противостоящие друг другу по тем или иным вопросам группировки; споры между ними позволяют выработать удобные для всех решения или, по крайней мере, подвергнуть критике решения большинства.
Современное общество не может и не должно существовать исключительно на базе автаркических коммун, ибо они не в силах прокормить 7 миллиардов человек. Последним необходимы металлургические заводы, мощные электростанции, современная медицина, университеты. Поэтому большое общество будет представлять собой гигантский круг таких кибуцев. Подобно участникам отдельного кибуца, они будут связаны общей собственностью на все крупные проекты (созданные коллективным трудом множества отдельных общин), общим распределением результатов труда этих предприятий, общим планированием экономики и всей жизни. Центральные советы делегатов кибуцев станут управлять крупными объектами, а решения о тех или иных фундаментальных преобразованиях большого общества будут приняты на референдумах.
На практике кибуцы производят один или несколько специализированных видов продукции для рынка и так же обеспечивают себя некоторыми другими вещами. В нашей схеме бестоварного общества речь может идти об отраслевых ассоциациях кибуцев, которые производят, например продовольствие или разнообразные виды одежды; в таком случае центральный комплекс предприятий станет результатом общих усилий подобных ассоциаций. Здесь принципиально то, что каждый член небольшой обозримой общины заинтересован в процветании других, так как от продуктивного общего труда каждого зависит благосостояние всех, включая и его самого. Важно и то, что люди, о которых идет речь, не являются друг другу чужими, они связаны между собой постоянными консультациями об управлении имуществом и др. Подобным же образом, от успешной работы представителей кибуцев на центральных предприятиях будет зависеть процветание всех кибуцев, включая собственные.
…Исследователи, изучавшие общество бушменов Калахари, отмечают, что агрессивные индивиды, в принципе не способные договариваться с другими, исключаются из отдельных общин. По всей видимости, и слишком агрессивные группировки исключаются из общей системы бушменского общества, которое представляет собой огромную коммуну коммун, прошитую системами взаимопомощи, родственными и дружескими связями. По всей видимости схожим образом будет устроена жизнь в коммунистическом обществе будущего. Чрезмерный эгоизм отдельных индивидов или групп не станут поощрять, недоговороспособные коллективы будут отключены от общей сети и станут вести убогое автаркическое существование. Именно так функционирует механизм отбора, поощряющий коллективистскую культуру.
P.S. Говоря о кибуцах мы, конечно, имели в виду их прошлое. Большинство современных кибуцев не являются коммунистическими общинами.
Статья прислана на электронную почту.