Еще один материал о сирийских курдах и их системе местного самоуправления, о которой мы писали ранее в статье: «Курдское самоуправление и система TEV-DEM«.
Сирийское курдское движение — это, в настоящий момент, одна из загадок и один из самых интересных вопросов для всех, кого интересуют политические события в мире и социалистические идеи. В прошлом это движение, или значительная его часть, ассоциировали себя с Курдской Рабочей Партией (КРП) — сталинистской или околосталинистской организацией, во главе которой стоит Абдула Оджалан. Со временем, однако, внутри КРП произошли определенные изменения. А затем случилось восстание сирийских курдов, в котором они стали защищать вовсе не сталинистские позиции.
Женский батальон отрядов народной самообороны сирийских курдов
Переход КРП на Позиции Анархизма
Что принципиально важно, так это разрыв движения с идеей государственной независимости и со сталинизмом. Сначала, это случилось с самим Оджаланом, который прочел в тюрьме работы американского анархиста Мюррея Букчина, и увлекся идеями этого автора. А среди идей Букчина — самоуправление, прямая демократия, экологизм, федерализм (или, точнее, идея конфедерации — ассоциации автономных территорий) и феминизм (не в смысле «все мужики — насильники» и «ах сударь, вы смахнули с моего плеча пыльцу моей девственности своей грубой волосатой рукой», а в смысле массового вооружения женщин и обязательного включения женщин в местные органы самоуправления в громадных количествах). Поскольку авторитет Оджалана среди курдов огромен и он является несомненным лидером КРП, то вскоре данные доктрины стали определять и лицо все организации. Более того, сама структура КРП изменилась, стала в той или иной мере конфедеративной.
Надо добавить, что КРП в течение многих лет рекрутировала сирийских курдов для борьбы с турецкими войсками. Сирийские курды — беднейшее население региона, подвергавшееся в Сирии Асада жестокой дискриминации Поэтому, когда в Сирии началась Саура (восстание) и эта страна практически распалась, миллион курдов на севере Сирии принял участие в восстании и провозгласил автономию. Была создана местная курдская организация, среди которой несомненно преобладают последователи Оджалана и боевики КРП.
Как Все Выглядит
Система самоуправления сирийских курдов называется TEV-DEM. Местные советы, избираемые и контролируемые населением, в свою очередь, формируют советы более высокого уровня. Одновременно, местные советы играют роль судебных органов. На демократической основе функционирует и курдская вооруженная 10-15 -тысячная милиция, разбитая на батальоны: командиров выбирают всем отрядом.
Курдское самоуправление ввело особые квоты для женщин. Согласно Асии Абдулла, одной из лидеров курдского женского движения, «права женщин также значительно укрепились с введением системы TEV-DEM — все правительственные организации обязаны иметь в своем составе не менее 40 % женщин и столько же процентов мужчин; также ведется борьба с многоженством, убийствами чести, браками с несовершеннолетними, и прочими нарушениями прав женщин, типичными для Ближнего Востока»». Сформированы и специальные женские воинские части.
Сообщается так же, что сирийские курды отвергают идею независимого курдского государства (и вообще любого национального государства), как устаревшую и не реализуемую в современных условиях. Они выступают за федерализм (союз самоуправляемых автономных этнических регионов) и демократический социализм. Крупные компании объявлены противниками индивидуальной и коллективной свободы. Задачей курдского самоуправления «не является внешняя агрессия и захват каких-либо территорий, на которых курдское население не составляет большинства, а только защита курдских территорий от внешних угроз любого рода». На практике, курдские милиции ведут тяжелые бои и с силами Асада, и с отрядами сирийской оппозиции.
Курдские отряды выступают за светское общество и социализм, основанный на самоуправлении, но в то же время с уважением относятся к различным религиям. Эти отряды, мужские и женские, защищают курдские анклавы на севере Сирии, никого не грабят, никому не режут головы, и в этом плане на фоне сирийской бойни, они совершенно уникальны. Некоторые арабы перешли на их сторону по указанным причинам. На первый взгляд дело тут в идеологии. КРП и их сирийские сторонники — социалисты. Сочетание социалистических идей и широкого народного восстания позволило создать органы самоуправления, свободные от религиозного фанатизма. Но важно, что среди курдов есть атеисты, мусульмане-сунниты, мусульмане-шииты, христиане, и, возможно, так же курды-евреи (лахлухи, хотя, наверное, таких уже не осталось вне Израиля). Так как курды подвергались угнетению по национальному признаку в Сирии (как и в Ираке, Турции, Иране), то курдские общественные движения, борющиеся за права этого народа, очень боятся расколоть курдов по религиозному признаку. Отсюда идея веротерпимости, совершенно чуждая нынешнему конфликту в Сирии.
Что Говорят Критики
Критика из уст турецких левых коммунистов звучала следующим образом. КРП — авторитарная организация. Официально ее идеология называется «апоизм» от курдского слова «апо» (отец). Естественно, «отец курдского народа» — это сам Оджалан. Уже одно это (культ личности) не вызывает доверия и наводит на очень неприятные мысли.
КРП и ее сирийские ответвления нетерпимы к критике. Деятельность КРП 25 лет назад началась с того, что они уничтожили (физически) все не вошедшие в КРП левые группы в турецком Курдистане. Затем была уничтожена (физически) курдская фундаменталистская организация Хизбалла (не путать с ливанской Хизбаллой). В наши дни позиция КРП смягчилась, но тем не менее, имеются сведенья, что они третировали различные левые группы, пытавшиеся действовать в Сирии и на территории турецкого Курдистана, если те критиковали КРП. Никто из свидетелей со стороны не видел курдские советы в Северной Сирии, и не факт, что они вообще существуют.
КРП кроме боевых отрядов, имеет легальное крыло. Эта курдская партия участвует или пытается участвовать в парламентских выборах в Турции, добивается легальной курдской автономии в рамках турецкого государства. Более того. Сам по себе переход к идеологии конфедерализма выгоден Оджалану и КРП по двум причинам. Во-первых, КРП не в состоянии на данном этапе создать свое государство ни в Турции, ни в Сирии и добиться международного признания для этих государств. Поэтому, задача КРП куда скромнее — автономия курдов и федеративное устройство Турции и Сирии. Такая программа в принципе выполнима и о ней ведутся переговоры с турецкими властями. Вместе с тем, КРП полагает, что федералистское государственное устройства способно расшатать турецкое государство, а это, в свою очередь, послужит в будущем для курдской независимости. Во-вторых, отказ от сталинистских мантр и идеологическая трансформация движения в духе мексиканских сапатистов (которые тоже лет 25 назад были маоистами, а затем стали выдвигать умеренные либертарные лозунги), позволит завоевать поддержку и симпатии западной левой и лево-либеральной общественности и, таким образом, постепенно добиться некоторого признания в странах капиталистической метрополии.
Курдские автономные отряды действительно вели борьбу с силами Асада. Но затем Асад отвел войска из сирийского Курдистана, предпочтя КРП как меньшее зло в сравнении с исламистами. Важно, что отряды курдов постоянно ведут боевые действия с исламистами в Сирии, а это выгодно Асаду.
КРП — националисты, которые борются за изучение в школах курдского языка, отстаивают курдскую идентичность, курдскую автономию, а в будущем хотят создать курдское государство.
Критика Критики
Проблема критиков в том, что сами они не имеют прямых контактов с группами КРП в Сирии и Турции, по этой причине их взгляд — это взгляд со стороны (хотя, именно на них курды наезжали за критику КРП). Свидетелей, которые могли бы подтвердить что «на самом деле в Сирийском Курдистане нет никаких советов» у них нет. Кроме того, турецкие левые коммунисты — представители какого-то «самого правильного интернационала» из 15 человек, а это может накладывать очень серьезное влияние на психику, в частности, разрушает способность анализировать окружающий мир.
Маневры курдов (сегодня перемирие с асадовцами, завтра с исламистами) можно объяснить просто — борьбой за физическое выживание в регионе, где курды составляют меньшинство населения. Плохо это, или хорошо, но иначе, может им и не выжить.
Требование преподавания курдского языка в школах или курдской автономии, а равно и курдская идентичность, не могут считаться проявлениями национализма. Постановка знака равенства между национальной идентичностью и национализмом — это специфическая фишка нескольких российских политических сумасшедших и части (но только части, далеко не всех, скорее всего, меньшинства) евролеваков. Возможно, кто-то так думает, но такая точка зрения — более чем спорная.
Концепция «сокрытия» реальной идеологии национальной государственной независимости концепциями федерализма звучит в духе теории заговора. К тому же, утверждения, что национальное государство есть ужасная вещь, полностью себя изжившая, звучат в документах КРП. Учитывая огромное политическое влияние КРП в курдском обществе в Турции и Сирии, получается, что это организация работает на разрушение веры в государственную независимость курдов, то есть на разрушение поддержки своей главной (якобы) доктрины.
Однако…
Даже если критики КРП — понятно кто, это не означает, что все, что говорят критики, есть заведомая ерунда. Если КРП превратилась в конфедеративную организацию, основанную на широкой автономии местных групп, то почему все время мы слышим только о консолидированной позиции КРП? Почему нет никакой информации о дебатах внутри этой организации, дебатах о ее функционировании, о судьбе турецкого и сирийского Курдистана и т.п.? Автономия местных групп неизменно и неизбежно порождает разномыслие, фракционизм, а мы видим только документы КРП и красиво пляшущих мальчиков\девочек с автоматами.
Неприятие критики в свой адрес вооруженными людьми делает невозможным формирование и функционирование советов. Советы — это органы самоуправления, состоящие из делегатов местных (территориальных и производственных) собраний трудящихся (с наказом от собраний и с правом отзыва делегата собраниями в любой момент). Естественно, существует масса вопросов, по которым эти собрания и делегаты, отстаивающие свои интересы и идеи, будут расходиться. Если нет свободы критики, дискуссий, тогда не может быть никаких советов, тогда советы превращаются просто в красивую ширму, за которой находятся вооруженные люди.
КРП, точнее ее легальное политическое крыло, несомненно участвует или пытается участвовать в парламентских выборах в Турции. Такая позиция не может считаться социально-революционной. Заседающие в парламенте депутаты, кем бы они ни были, превращаются, в силу самого своего положения, в часть правящего класса, который самовольно распоряжается ресурсами страны и ее законами, получает огромные зарплаты и т.д.
Включение массы женщин в вооруженные отряды и органы власти несомненно подрывает традиционные патриархальные иерархии. Складывается ощущение, что КРП намеренно разрушает самою основу традиционного курдского общества. Однако, это может использоваться для создания новых, партийных, государственных, бюрократических иерархий, для которых женщины станут надежной опорой (мужики нас чморили три тысячи лет, а КРП дала нам оружие и научив им пользоваться, превратила в полноправных людей, так что, враг КРП — это по-любому враг женщин).
…
У меня нет цели тут делать какие-либо окончательные выводы.