Америка – странная страна. Полицейское государство, в котором людей преследуют и бьют за попытки мирных собраний на Уолл-стрит или в кампусах университетов, сочетается здесь с элементами местного самоуправления и прямой демократии в некоторых жилых районах, о чем пишет социальный исследователь анархист Мюррей Букчин. Сверх-жесткие законы, в соответствии с которыми человек, нелегально владеющий всего лишь кастетом, может получить полгода тюрьмы, а с другой стороны – право на хранение оружия и даже право на создание военизированных формирований, проходящих полноценное профессиональное обучение партизанской войне, милиций.
Слово «милиция» имеет для граждан РФ вполне определенный смысл – так до недавнего времени звали полицейских. Однако для американцев это слово означает совсем другое. В их понимании милиция (от лат. militia – военная служба, войско) – это нерегулярные отряды вооружённых граждан, ополчение.
Вторая поправка к Конституции США гарантирует право народа на хранение и ношение оружия, поскольку существование хорошо организованного ополчения признаётся необходимым условием для безопасности государства. Формулировка поправки оставляет возможности для различного её толкования. Но именно этот закон стал основой для формирования милиций.
Вероятно, большинство этих ополченцев придерживаются правых оппозиционных правительству США взглядов, хотя среди них имеется и множество довольно аполитичных людей, которых привлекает в организации, прежде всего, экстрим и дух боевого братства. Кроме того, милиции тесно связаны с движением «савайвелистов» (survivalists) – тех, кто обучается навыкам выживания в трудных условиях: в лесах, в городах после катастроф и т.д. По словам знакомого, его приятельница, которая обучалась в милициях, могла собственными руками соорудить силки из подручных материалов, чтобы поймать в лесу зайца или белку на ужин.
В США действуют около 800 автономных милиций. Численность некоторых составляет свыше 10 тысяч человек, но таковы лишь самые крупные; в других не больше нескольких десятков или сотен человек. Большие милиции в свою очередь разбиваются на многочисленные маленькие ячейки. Одна из самых известных — Мичиганская милиция, ее численность достигала в прошлом 10-12 тысяч человек. Организация была поделена на 4 дивизии, каждая дивизия состояла из бригад, которые были организованы по территориальному признаку — по графствам. В каждой бригаде был командир, которого избирали члены его бригады.
Основа милиционной системы, наряду с внутренним демократизмом, – децентрализация. Это сеть независимых организаций, способных вести автономную деятельность. Некоторые активисты движения убеждены в преимуществах неиерархической системы «бескомандного сопротивления» (leaderless resistance).
Любая централизованная организация крайне уязвима. Властям или силам оккупационной армии достаточно внедрить агента в ее руководство, куда ведут все нити управления и куда стекается вся информация, с тем, чтобы полностью разрушить силы сопротивления. У бескомандного сопротивления, которое представляет собою сеть независимых групп, взаимодействующих по необходимости, куда больший потенциал выживания. Кроме того, многие милиции организованы как ячейки, состоящие из друзей и родственников – так обеспечивается защита от угрозы проникновения федеральных агентов.
Конечно, ничего хорошего нет в том, что американские правые сумели создать такую мощную сеть, объединили сотни тысяч людей, хорошо подготовились к гражданской войне. К сожалению, американское леворадикальное движение сильно заражено пацифизмом еще со времен протестов против войны во Вьетнаме и ненасильственных протестов чернокожих, во главе с М.Л.Кингом. На этом примере можно видеть слабость пацифизма: в случае новой гражданской войны в США преимущество правых над левыми будет абсолютным [1].
Возможно, американские милиции – модель, часть ответа на вопрос, как могут выглядеть вооруженные силы в безгосударственнном и бесклассовом обществе. Добровольческий принцип, дух братства, децентрализация, внутренний демократизм, регулярные тренировки и подготовка к партизанским действиям – все это отнюдь не «ноу-хау» правых, а элементы идеологии анархизма и антиавторитарного революционного социализма. Для общества всеобщего самоуправления все это вполне подходит, – разумеется,без правых, без расизма, без ксенофобии, которой пронизаны современные американские милиции.
Бойцы милиций не являются теми, кто занят лишь боевыми тренировками, они – не привилегированная военная каста, которую кормят все остальные. Преобладают там люди рабочих профессий, мелкие служащие, временно занятые (впрочем, среди милиционеров много безработных). Военной подготовке, умению выживать в трудных условиях, тактике городской и сельской герильи они обучаются в свободное от работы время. Тем не менее, годы тренировок превратили милицию в хорошо подготовленную, сплоченную, спаянную общей дисциплиной, партизанскую армию. Именно так и должны выглядеть силы самообороны в будущем социалистическом самоуправляющемся обществе, вместо того, чтобы подражать хиппи 60-х – наркоманам и пацифистам….
Примечание
[1]. Стратегию и идеологию правых нужно изучать, в особенности тогда, когда она основана на заимствовании анархистской идеи децентрализованного сопротивления и демонстрирует явную эффективность. Фактически, американские правые сумели создать гигантский силовой ресурс на случай изменения социальной и политической системы в США.