Власти Беларуси за год до выборов резко повышают ставки налогов и акцизов.
Белорусское правительство готовит резкий подъем налогов в стране. Причем одновременно и для предприятий, и для граждан. Причины роста налоговых ставок — быстро растущий внешний долг, самая высокая на постсоветском пространстве инфляция и хронически пустой бюджет. Рост налогов анонсирован всего за год до президентских выборов.
Тему повышения налогов белорусское правительство начало обсуждать еще летом — из-за того, что власти страны в 2014 году не смогли справиться с инфляцией, а рост ВВП оказался ниже, чем прогнозировался. Возможность заработать на российском продуктовом эмбарго мгновенного эффекта не даст, приватизация в стране фактически остановлена, а инвесторы в Белоруссию не торопятся — в мире слишком хорошо известны истории национализации прибыльных белорусских компаний, которые просто забирали у иностранных совладельцев. В результате у правительства остался один способ пополнения бюджета — через повышение налогов. Причем одновременно как налога на прибыль частных лиц (подоходный налог), так и на предприятия (НДС), и на всех вместе (акцизы).
Повышение ставки подоходного налога с 12% до 13% предусмотрено в проекте закона о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Беларуси. Причем ранее в законопроекте такой нормы прописано не было, она появилась лишь в конце лета, в обновленном варианте документа.
Законопроект также предусматривает увеличение ставки акцизов на все группы подакцизных товаров. В частности, на алкоголь, в том числе крепкий — на 10%, на табачные изделия — на 15–30%, с сохранением трех ценовых сегментов, что позволит увеличить налоговую нагрузку на более дорогие сигареты. Акцизы на автомобильное топливо предлагается поднять в среднем на 10% с дифференциацией ставок в зависимости от экологического класса. На другие группы подакцизных товаров — в среднем на прогнозный параметр инфляции, то есть на 12,5%. Ставки акцизов на пиво в целях стабилизации финансового положения пивоваренных заводов планируется сохранить на уровне 2014 года.
Кроме того, правительство Беларуси намерено увеличить ставку налога на прибыль для банков и страховых организаций с 18% до 25%, поднять ставки земельного налога и налога на недвижимость в отношении неэффективно используемого государственного имущества. Ставки налогов, установленные в белорусских рублях, предлагается проиндексировать «с целью адаптации к инфляционным процессам». Это касается, в частности, земельного, экологического налогов, единого налога с индивидуальных предпринимателей. Проще говоря, они будут привязаны к курсу доллара США.
Но больше всего от налоговых инноваций достанется предприятиям. Причем как раз тем, которые пока еще работают «в плюс», показывая прибыль (убыточны в Беларуси 14,6% предприятий, еще около 25% «выходят на ноль»). Для предприятий предполагается повысить НДС с 20% до 22%. В Министерстве финансов считают, что это повысит инвестиционную привлекательность Беларуси в связи с установлением наименьшей в Таможенном союзе, ЕЭП и европейских странах ставки налога на прибыль (ее предлагается снизить с 18% до 15%), а также усилит налоговое давление на импорт. Чиновники признают, что после роста ставки налога предприятия столкнутся с недостатком оборотных средств из-за удорожания импорта и товаров внутреннего рынка. В итоге же НДС будет возмещаться продавцам покупателями, то есть гражданами страны. Следствием всего этого, как констатирует Минэкономики, станет одномоментный рост розничных цен на товары, работы и услуги.
Ранее в Минфине Белоруссии журналистам рассказывали, что повышение ставки НДС с 20% до 22% станет дополнительным стимулом для отечественных предприятий не отвлекать оборотные средства на приобретение импортных комплектующих про запас, а закупать их в объемах, необходимых для производства.
Здесь также надо учесть, что большинство белорусских предприятий, работающих на экспорт, продают свою продукцию на российском рынке. А значит, они получат двойной удар — от повышения налогов на родине и от падения курса российского рубля. Как следует из проекта денежно-кредитной политики на 2015–2017 годы, который подготовил Банк России, рубль окончательно отправят в «свободное плавание», то есть ЦБ откажется от его поддержки за счет валютных интервенций. В случае существенного изменения курса российской валюты резко уменьшатся и доходы белорусских предприятий, продающих свою продукцию в России.
Некоторое время с заявлениями официальных лиц на тему налогов была неразбериха. Например, 17 сентября государственное информагентство БелТА процитировало вице-премьера белорусского правительства Петра Прокоповича, который заявил, что по поводу повышения налогов «решение об этом не принято, и, я думаю, принято оно не будет». Но уже 18-го заявил диаметрально противоположное: «Решение о повышении подоходного налога с 12% до 13% обсуждалось и, скорее всего, будет принято».
Одновременно в СМИ все чаще начали появляться сообщения о быстром росте внешнего долга Беларуси. За первое полугодие 2014 года валовой внешний долг вырос на $988 млн, или на 2,5%, и на 1 июля составил $40 млрд 609,1 млн, или 55,5% ВВП, сообщили в Национальном банке. В первом полугодии правительство направило на обслуживание валового внешнего долга $5 млрд 458,7 млн, то есть 15,8% ВВП, или 24,8% экспорта товаров и услуг. То есть уже сейчас четверть белорусского экспорта уходит только на то, чтобы отдавать долги.
О том, что из-за роста налогов бизнес-климат в Беларуси ухудшится, говорил и российский премьер Дмитрий Медведев. 20 сентября на проходившем в Сочи круглом столе на тему «Инвестклимат в регионах» Медведев посоветовал российским бизнесменам не идеализировать условия ведения бизнеса у партнеров по Таможенному союзу. По его словам, «у товарищей из Беларуси и Казахстана есть свои достоинства, но есть и свои проблемы».
Медведев рассказал, что представители бизнес-сообщества, критикуя российскую налоговую систему, пригрозили массово перерегистрировать свои компании в Беларуси. Но когда дело дошло до практики, один из инициаторов такого демарша резко изменил свою позицию, заявив: «Нет, лучше уж пусть они к нам». Этим высказыванием Дмитрий Медведев отреагировал на слова одного из участников мероприятия о том, что белорусским предприятиям дают намного более выгодные преференции в свободных экономических зонах, чем в России.
Пока в министерствах и ведомствах оперируют цифрами, рядовые белорусы подсчитывают, как введение новых ставок налогов скажется на их кошельках. По расчетам экспертов проекта «Цена правительства», каждый работающий белорус в среднем заплатит в 2015 году в бюджет дополнительно около 1.165.000 белорусских рублей (116 долларов) — из-за повышения ставки подоходного налога и увеличения размера акцизов. Всего же на уплату подоходного налога и акцизов из кармана каждого работающего гражданина уйдет около $1290. Для сравнения: средний доход на душу населения в Беларуси — $420 в месяц.
Сейчас все белорусские аналитики сходятся во мнении, что инициатива правительства по повышению налогов выглядит очень странно, если учесть, что через год в стране пройдут президентские выборы. Обычно в предвыборный период Александр Лукашенко «отпускает вожжи» — не предпринимает никаких действий, способных ухудшить как бизнес-климат, так и сократить личные доходы избирателей. Скорее, наоборот — показательно повышает пенсии и зарплаты бюджетникам.