В Минске, как и в любом другом крупном городе, часто вспыхивают конфликты в связи с застройкой. Логика капитализма толкает его на продажу каждого, минимально стоящего, куска земли и использования его для получения большей прибыли. Естественно, не заботясь о том, каким образом придеться жить с этим новым зданием или постройкой соседям.
Однако реакция на застроечные конфликты разительно отличается как между странами, так и между различными временными отрезками одного и того же города. Где-то молча стерпят, где-то напишут петицию или обращение к высокопоставленному чиновнику, где-то снесут забор или повредят стройку. Застроечные конфликты, будучи конфликтами, во многом, между обычными жителями и представителями государства или крупного бизнеса являются таким же индикатором общественного настроения, как и конфликты на производстве. Там где общество готово взорваться — там люди более решительно поступают, действуют без оглядки на месть крупного воротилы.
Долгое время, за редким исключением, многие конфликты в Минске, касающиеся застройки были конфликтами первого или второго типа — молча терпели или писали жалобные письма в администрацию президента. Максимум активных действий был собрать подписи, покричать на главу администрации на слушаниях и разойтись мирно по домам. Как следствие, когда застройщиком был достаточно серьезный и влиятельный человек, то жители проигрывали. В борьбе двух сил они не были силой, достаточной, чтобы приостановить или даже отложить строительство. Чем более крупная компания или серьезный чиновник начинал застройку, тем более крупное и серьезное противодействие нужно этому решению противопоставить, чтобы добиться своего.
Но вот, недавно, в новостных агенствах промелькнула новость, что жители дома 45 на улице Прытыцкого протестуют против установки во дворе вышки мобильной связи. И не просто абстрактно протестуют, а сразу решили перейти к делу — начали закапывать строительные траншеи для высоковольтного кабеля. Ни сборов подписей, ни обращения к президенту, а сразу прямое действие, попытка своими руками восстановить справедливость.
Что-то в стране пришло в движение. Кризис, начавшийся с декабря, девальвирует не только рубль, но и страх перед протестом, расцвевший буйным цветом после событий на Украине. Шаткость их положения раскрылась перед угнетенными и без всяких потрясений, по вине самой рыночной системы и государственного аппарата. Без войны и интервенция белорусское государство порождает безработицу, бедность, рождает такое безнадежное состояние, из которого выхода, казалось бы, нет. Но выход есть, и он уже нащупан, медленными и нерешительными шагами жителей дома 45 по улице Прытыцкого.