В связи с последними событиями и выступлениями предпринимателей следует обозначить положение, которое занимают анархисты в этой ситуации. Хочется поднять этот вопрос, т. к. мы должны быть последовательны в своей деятельности и понимать, кто для нас может являться товарищем по борьбе, а кто является нашим потенциальным оппонентом.
Предприниматели в нашей стране являются представителями малого бизнеса. В классической левой терминалогии этот класс людей принято называть мелкой буржуазией. Не смотря на то, что собственник мелкого бизнеса может быть самозанятым работником или торговцем-перекупщиком, большинство представителей мелкого бизнеса используют наемных работников (например, в 2007 году 65 тысяч белорусских ИП использовали наёмный труд). Не стоит также забывать, что многие предприниматели сейчас нанимают работников «неофициально», то есть по документам они не числится в штате рабочих, но фактически работают. Это связано с Указом Президента РБ от 16 мая 2014 г. N 222 (пункты 2-4), по которому для занятия предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя гражданин вправе привлекать не более трех физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам. В этой среде сейчас процветает так называемый «чёрный найм», в результате которого у работника фактически отсутствуют какие-либо права и социальные гарантии. Сам по себе процесс «использования наемного труда» можно назвать гораздо проще и одним словом — эксплуатация. Зарабатывает основная часть мелких предпринимателей, которая в основном торгует продукций лёгкой промышленности, тем,что перекупая вещи с оптовых рынков (обычно российских) и продают в Беларуси.
С 1 января 2016 года в силу вступил указ Лукашенко № 222 «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами». По этому указу в Беларуси теперь запрещено торговать товаром без накладных и сертификатов.У предпримателей теперь должны быть документы, подтверждающие приобретение товаров на территории государств — членов Таможенного союза за наличный расчет индивидуальными предпринимателями, уплачивающими единый налог. Такими документами являются первичные учетные документы, предусмотренные законодательством государства, на территории которого приобретены товары, с приложением к ним кассовых (товарных) чеков, квитанций или других документов, подтверждающих оплату товаров, а также счетов-фактур, если их оформление предусмотрено законодательством государства — члена Таможенного союза, на территории которого приобретены товары.
В связи с этим возникают сложности, поскольку для того, чтобы приобретать товар с сопровождающими документами, необходимо знать нюансы банковского, таможенного, налогового законодательства. Для большинства работающих на рынке ИП это невозможно, так как у людей нет соответствующих знаний и материальных средств. В нынешних условиях процветает российский рынок фирм-одиночек, штампующих фальшивые документы, и крупных российских импортеров, производящих сезонные закупки уже не за собственные деньги, а за средства белорусских ИП. В результате создавшейся ситуации многие продолжают осуществлять поставки товаров без документов либо по поддельным документам, чтобы хоть на какое-то время сохранить источник дохода.
Результатом вступления в силу указа №222 стало то, что на работу не вышли около 60-70% предпринимателей, многи рынки вообще оказались полностью закрыты. В ряде городов прошли стихийные митинги — Гомель, Орша , Могилёв. Некоторые представители малого бизнеса пошли дальше, к примеру, слонимские предприниматели намерены провести марш в Минске.
Нельзя исключать, что марш состоится, и в нём примет участие достаточное количество людей. Однако, сам факт поддержки революционерами такого протеста, тем более организованная и публичная поддержка, поставит под сомнение их последовательность. С одной стороны призывая на борьбу рабочий класс против эксплуататоров — в следующем же шаге делать реверансы этим самым эксплуататорам — покажется странным даже для самого политически неангажированного человека. Это противоречит базовым принципам анархизма. А солидаризироваться с противником в надежде получить от него какую-то помощь — ни что иное, как оппортунизм и попытка заигрывать с врагом. Именно с этой точки зрения публичая поддержка даже самых мелких собственников будет явным противоречием с попытками призвать рабочий класс к классовой борьбе. Нельзя сломя голову подписываться на любой конфликт, нужно думать, что он даст нам в итоге и кто именно в нём принимает участие, какие требования участники протеста озвучивают.
Единственный плюс, который может быть для нас в нём — это его перерастание в нечто большое. Быть может, этот протест сыграет роль катализатора и спровоцирует широкомасштабные протесты людей, в свою очередь, недовольных большими ценами в незатронутых забастовкой торговых точках. В таком крупномасштабном конфликте могут зазвучать уже требования, касающиеся не только мелких предпринимателей. Это единственное развитие событий, которое нам сыграет на руку, и только в тот момент, когда протест примет такую форму, мы сможем его поддержать публично. Расширяясь дальше мелкого бизнеса, конфликт сможет быть чем-то перспективным и для революционеров. Пока же он остается на уровне выступлений одних эксплуататоров против решений других, наше участие в нем никогда не сможет стать полноценным и рациональным, а главное — сколько-либо оправданным.