В городе Мельбурн, что в Австралии, группа анархистов атаковала автостоянку корпорации Serco. Семь автомобилей сгорели, а на остальных появились послания к корпорации, нанесенные краской. Serco является международной корпорацией, осуществляющей мечту либертарианцев — она осуществляет государственные услуги вместо государств. В Австралии, например, Serco оказывает услуги местным гарнизонам и управляет тюрьмой, исправительным центром и центром содержания иммигрантов. Во всех тюрьмах корпорации заключенные содержатся в бесчеловечных условиях, подвергаются издевательствам и избиениям со стороны охранников. Действуют подобные тюрьмы и в других странах. Так, например, в тюрьме Serco в Новой Зеландии были организованы «бойцовские клубы», на которых заключенных заставляли драться друг с другом. Кроме того, Serco содержит тюрьмы в Германии и Великобритании. В английских мигрантских тюрьмах Serco мигранты подвергаются сексуальным домоганиям и используются как дешёвая рабочая сила, получая один евро в час.
Всё и вызвало гнев анархистов, атаковавших корпорацию из солидарности с заключенными и беженцами.
Вообще весьма показательно — в мире уже действуют транснациональные корпорации, которые осуществляют государственные функции вместо государств. Корпорации управляют государствами и мировой экономикой, воюют на ближнем востоке и пытают заключённых частных тюрем в Австралии. Уже сегодня сбывается мечта всевозможных либертарианцев по замене государств такими корпорациями — только вот ничего хорошего из этого не выходит. Наоборот, становится хуже. Теперь власть над людьми исходит не из центра, относительно близкого и зависящего от этих людей, на который у людей есть небольшой шанс повлиять политически, экономически или насильственно. Власть над всем миром сосредотачивается в далёких офисах корпораций в США и Европе. У китайского рабочего с фабрики Apple, трудящегося на счастье западных потребителей по 12 часов в сутки без выходных, уже нет никаких возможностей повлиять на корпорацию. У австралийского заключенного, которого пытают охранники корпорации, базирующейся в далёкой Англии, нет никаких, даже самых призрачных, возможностей повлиять на руководство корпорации. Если европейские рабочие двадцатого века могли поднять восстание против своих капиталистов или государств, и заставить их считаться с собой, то рабочие мировой периферии 21 века этого сделать не могут — все богатства, вся власть сосредоточены на другом конце земного шара, куда не дотянуться простому рабочему из китайской глубинки. Местные государства лишь выполняют полицейские функции, основная их цель — привлечение корпораций. Если рабочие поднимут бузу, достаточно успешную, чтобы на них обратили внимание в метрополии — корпорация просто снимет производство в этой стране и перенесет его туда, где люди посговорчивее.
Да что там говорить, даже войны — и там сегодня растёт вес частных военных компаний. Пройдёт еще совсем немного времени — и государства окончательно растворятся, им на смену придёт либертарианская антиутопия всевластных корпораций, завладевающих всей властью на нашей планете — военной, административной и экономической. Ведь уже сегодня все государства подчинены корпорациям — транснациональным или национальным. И всё чаще мы видим, что функции государства переходят в руки корпораций. Посмотрите на ту же Serco. Размах деятельности корпорации впечатляет. Корпорация, помимо тюрем в Великобритании, Германии, Австралии и Новой Зеландии занимается лицензированием водителей в Канаде, в США обслуживает парковки и занимается здравоохранением, управляет (или управляли в недавнем прошлом) транспортными системами (включая метрополитен и аэропорты) целого ряда крупных городов из Австралии, Дании, Объединённых Арабских Эмиратов и Швеции. Но наибольший размах деятельность корпорации получила в Великобритании. Здесь, помимо тюрем и управления транспортными системами, корпорация занимается вопросами государственной безопасности, ведает делами в миграционной сфере, в том числе того, что касается получения виз. Руководит исследовательскими лабораториями, работала в национальной ядерной лаборатории, предоставляет услуги в области IT и креогенных операций, поставляет электронные устройства для маркировки правонарушителей, участвует в разработке и поддержке боеголовок для британского ядерного оружия, поддерживает британские флот и гарнизоны, управляет здравоохранением и образованием в отдельных районах, вывозит отходы и строит центры досуга, создаёт IT-инфраструктуру для кварталов в Лондоне… В общем, корпорация проникла всюду — от вывоза мусора и развлечения до ядерного оружия и частных тюрем.
Такой медленно надвигающийся кошмар киберпанка. Не зря мы говорим ведь, что киберпанк — это высшая стадия капитализма, при которой меняется сам тип организации власти в обществе, и государство становится ненужным пережитком, уступившем первенство еще более ужасному чудовищу, сконцентрировашему в своих руках власти больше, чем было у самых тоталитарных государств прошлого века.
На фото — заключенный тюрьмы Serco с охранниками.