Итак, белорусские чиновники все-таки смогли выпустить новую редакцию декрета, получившего название в народе «декрет о тунеядцах» и другие его вариации. Декрет можно считать новым чисто формально, так как по сути, по своему смыслу и задачам, которые перед ним ставит власть, он ушел недалеко от предыдущей версии. Вот наиболее важные выводы, которые можно сделать из выхода декрета №1 «О содействии занятости населения».
1. Распределена ответственность. Власти вынесли свои уроки из протестной весны 2017 года, когда инициатива диктатуры породила самый популярный лозунг протестов «Нет декрету №3 — Лукашенко уходи». Теперь ответственность за очередной абсурдный побор распределяется между Советом Министров, который будет определять какие услуги подлежат 100% оплате, и органами местной власти, которые будут претворять закон в жизнь через «комиссии». Таким образом, у Лукашенко останется возможность в случае новых протестов обвинить во всех бедах «плохих бояр, которые ослушались доброго царя», а он просто подписал декрет без особой конкретики. Хотя большинство белорусов понимают, что абсолютно все экономические и общественные процессы в стране контролирует клан Лукашенко и его приближенные.
2. Принятие закона в три этапа. Фактически, как будет работать новая схема декрета станет понятно только через 2 месяца, когда Совет Министров и местные органы власти сформируют категории граждан, которые считаются «тунеядцами» и определят категории услуг, которые те должны оплачивать на 100%. По идее, такой жест должен избавить от какого-то одномоментного события, которое бы могло катализировать протесты, как, например, рассылка 400 тысяч писем «тунеядцам» в прошлом году. Кроме того, в случае широкого народного недовольства, власть будет обсуждать в качестве переговоров исправление постановлений Совета Министров, а не отмену самого декрета.
3. «Заставить работать». Единственное, что поменялось в самой сути работы декрета: теперь власть не хочет обворовать народ очередным налогом. Теперь она хочет заставить всех белорусов работать за любую зарплату. Сейчас на рынке труда хватает работы с зарплатой, на которую чисто физически невозможно выжить, не то что достойно жить. Большинство людей не готовы продавать свой труд и время за копейки, поэтому государство придумывает рычаги давления, чтобы «заставить всех работать». Очевидно, что создавать новые рабочие места с достойной оплатой труда слишком сложно в рамках существующей системы, поэтому используются методы «кнута», которые так любят белорусские власти, чтобы закрыть низкооплачиваемые вакансии и создать иллюзию отсутствия безработицы.
4. Непрозрачность. Даже сейчас оплата услуг ЖКХ не является прозрачной и понятной. Невозможно будет отследить, стал ли человек оплачивать именно 100% услуг, как заверяет правительство, или его просто в очередной раз решили обобрать до нитки. В силу отсутствия общественного контроля за сферой ЖКХ, введение дополнительной платы для «тунеядцев» может стать удобным поводом для чрезмерного завышения стоимости услуг, гораздо больше условных ста процентов — отследить все равно никто не сможет. При этом декрет так и не уточняет, о каких именно услугах идет речь, ведь есть еще транспорт, медицина, образование.
5. Предельное наказание. Как верно отметил экономист Сергей Чалый, в случае с налогом было понятно, какое максимальное наказание грозило за неуплату налога — 15 суток ареста и общественные работы. В случае, если человек, будучи признанным «тунеядцем», не сможет оплачивать завышенные тарифы коммунальных услуг, ситуация может дойти до того, что его за неуплату услуг ЖКХ выселят из квартиры. В такой ситуации совершенно непонятно, чем в крайней степени может грозить то, что человек остался без работы.
6. Распределенность. Теперь граждане, подпадающие под декрет, не получат одномоментно «письма счастья» с налогом в 200$, что могло бы (и вызвало) массовое недовольство. Стоимость коммунальных услуг с учетом 100% оплаты не будет составлять такую большую сумму ежемесячно, зато в течение 12 месяцев может существенно опустошить кошелек белорусов, но это будет уже не так явно заметно, как налог.
7. Презумпция виновности. Будут созданы комиссии, на которых разные органы и чиновники, в том числе МВД (куда ж без них) будут решать, относить ли человека к категории «тунеядцев». С учетом того, как в Беларуси работают карательные меры, когда письма с требованием заплатить налог рассылались и пенсионерам, и людям в декрете и т.д., то схема таких комиссий будет работать следующим образом. Всех, кто хотя бы более-менее подходит под декрет, внесут в базу и повысят коммунальные услуги, а белорусы потом должны будут ходить на эти унизительные комиссии и оправдываться, почему у них нет работы. Как часто бывает в белорусской диктатуре: гражданин виновен, пока не доказал обратного.
8. Давление на работников. Как и декрет №3, нынешный закон фактически создает инструмент шантажа для работодателей против рабочих. Теперь любому недовольному рабочему можно пригрозить увольнением и тем, что человек будет платить огромные счета за коммуналку. В условиях огромной неофициальной безработицы, падении заработных плат это еще сильнее ухудшит положение трудящихся в стране, ведь все они будут бояться потерять работу еще больше. Рабочим будет еще сложнее бороться за лучшие условия труда, ведь у работодателей будет больше рычагов давления.
9. Ненаклоняемость. Тезис не новый, но в очередной раз подтверждается. Как бы ни были власти напуганы протестами весной прошлого года (а иначе мартовскую истерику ничем не объяснить), позиция «власть всегда права» остается неизменной. Лукашенко и его окружение принципиально никогда не идут на значимые уступки и удовлетворение требований народа. Этим ведь можно случайно показать слабость и пошатнуть свой авторитет, после чего с улиц могут попросить уже не отмену закона, а голову короля на плахе.
10. Мнимая победа. «Новый» декрет вызвались оправдать некоторые оппозиционные медиа. Так, на телеграм канале Эдуарда Пальчиса «1863х» писали, что 100% оплата услуг лучше налога на тунеядство, и поздравляли «всех, кто выходил на улицы». Население, после перехода на 100% оплату якобы будет следить за тем, куда и на что идут их деньги, будут требовать выполнения услуг. Однако очевидно, что трата средств не станет прозрачной — по той простой причине, что люди и сейчас никак не контролируют тарифы ЖКХ. И почему белорусы должны радоваться тому, что «появится возможность государственным организациям нормально зарабатывать»? Эти средства не пойдут на качественное повышение услуг, на зарплаты бюджетникам, а пойдут в карман паразитов из власти и на оплату армии силовиков, парады и спортивные игры. «Полная оплата подхлестнёт конкуренцию» — полная оплата не сделает частные услуги более доступными, они останутся для большинства белорусов дорогими, дело лишь в повышении цен для бедного большинства, которое не может себе позволить услуги частных компаний, а после декрета не сможет позволить еще и услуги государственной медицины. И к улучшению услуг это не приведет.
11. Катализация. С учетом роста безработицы и падения заработных плат, которые Белстат всеми правдами и неправдами подтягивал на требуемые 500$ (но не вышло), повышение коммунальных услуг и очередное унижение в виде комиссий по занятости выступят катализатором народного недовольства. Да, в этот раз процесс будет менее интенсивным, не столь очевидным, но по сути своей процесс давления на белорусов не изменился — изменилась лишь его форма, а значит и результаты, к которым он привел в прошлом году, тоже по сути не изменятся. Это будет лишь вопрос времени.
Кто такой «экономист Виктор Чалый»? Речь про Сергея Чалого или про совершенно другого человека о котором, как об экономисте, гугл ничего не знает?
Спасибо за внимательность, ошиблись с именем.
Админы! Поправьте ссылки на группу вк на этом сайте и «Банда Луки» с vk.com/revbelorg на vk.com/rdbelarus