Что за закон?
28 июня парламент принял законопроект «Об изменении законов по вопросам эффективного функционирования военной организации государства» или, как его окрестили в народе, закон «об отсрочках». Он ограничивает количество отсрочек от военной службы для получения образования до 1 раза, а непрошедшие службу могут быть ограничены в выезде за границу или даже стать фигурантами уголовных дел.
Отсрочка один раз?
Те, кто получил первую ступень высшего образования, должны будут отслужить перед поступлением в магистратуру. Правда, это не коснется тех, кто учится за границей по направлению гос. организаций. Отсрочку для поступления в университет уже нельзя будет получить после завершения учебы в ССУЗе или колледже. Этот закон планируют не распространять на тех, кто уже успел получить вторую отсрочку, хотя мы знаем, как быстро меняют свои планы белорусские власти. И уже сейчас есть ситуации, когда закон фактически имеет обратную силу: люди, которые поступили 2-3 года назад, сейчас узнали, что уже использовали своё право на отсрочку. В результате, выпускники ПТУ и колледжей не смогут сразу пойти в вуз, а те, кто отчислился по собственному желанию — перепоступить. Также несправедливо, что учащиеся, не ушедшие из школы после 9го класса, будут иметь право на отсрочку для поступления в ВУЗ, а вот их бывшие одноклассники — нет. При этом, норма сформулирована так, что некоторым выпускникам ПТУ всё же удастся получить отсрочку, для этого всего лишь нужно быть рожденным летом.
А почему ограничат выезд?
Не прошедших службу не пустят за границу. Сейчас для этого нужно, чтобы призывник нарушил закон – ст. 435 УК РБ. С новым законом заводить уголовное дело и официально признавать беларуса уклонистом не придется. Главное, чтобы призывник был «надлежаще оповещен и не явился на мероприятия по призыву». К слову, белорусские военкомы считают, что звонок на телефон призывника и есть «надлежащее оповещение».
Что ещё изменится?
На обжалование решения военкомата дадут меньше времени — неделю вместо месяца. Ограничат возможность работы на госслужбе для тех, кто не служил в армии.
Почему так произошло?
Министерство обороны пожаловалось на то, что белорусы не хотят быть рабами в армейских загонах, красить траву и выполнять идиотские приказы. Поэтому министр Равков и команда стараются лишить призывников возможности избежать армии. Это продолжение тенденции по принуждению белорусов к службе: до этого был сокращен список болезней, дающих отсрочку.
А как же образование и продвижение науки?
Умные нам не надобны. Надобны верные (с)
Так, может, в армии неплохо и проще отслужить?
Не стоит проверять на себе. За последние два года в СМИ попали резонансные случаи самоубийств и дедовщины в армии. Дело Коржича является лишь одним из череды суицидов [1][2], связанной с систематическим насилием и унижением военнослужащих. Дедовщина в армии — старый и проверенный инструмент контроля срочников, и, несмотря на шумиху, государство никаких изменений в армии не планирует. Не говоря уже о том, что потерянные возможности и год-полтора из жизни никто не вернет, а вот получить серьезный стресс и проблемы со здоровьем — вполне реально.
А почему меня не спросили?
Потому что государство не считается с твоим мнением. Оно тебе ничего не должно, а ты должен платить налоги, служить в армии и безропотно подчиняться.
Что же с этим можно сделать?
Начать можно с малого — распространять эту информацию в своем учебном заведении и в интернете. Найдите единомышленников, которые могут быть не согласны с подобным решением. Объединяйтесь в группы, обсуждайте, как вы сможете привлечь внимание к проблеме и выразить свое несогласие. Это можно сделать посредством агитации в учебных заведениях и на улицах. Например, листовки, стикеры, брошюры или трафареты, а далее и несанкционированные пикеты, марши в небольших группах.
Как насчет сбора подписей?
Студенты уже собирают подписи против закона, но несмотря на это президент подписал закон. Практика показывает, что петиции игнорируются, ведь за ними не стоит никакого действия, их отклонение для чиновников не проблема — ведь последствий не будет. Тот же Равков остался на месте после петиции за его отставку. Никакие переговоры и прошения не будут работать, ведь власти нужен этот закон. Единственное, что может их остановить — решительные и организованные действия народа на улицах и в коллективах.