Белорусский сегмент интернета всколыхнула новость о внесении депутатом Анной Канопацкой закона «О гарантиях президенту РБ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи».
Этот законопроект предлагает обеспечить бывшему президенту Беларуси пожизненную охрану, медобслуживание, пенсию, пользование правительственной связью, пользование резиденцией, обеспечение и обслуживание его родственникам. Также ему обеспечивается неприкосновенность: его нельзя будет привлечь к ответственности за действия во время исполнений президентских полномочий.
Естественно это крайне возмутило белорусов, которые и так провели 25 лет под властью диктатора Лукашенко, и имеют все основания желать, чтобы ему и его свите за все его поступки воздалось по заслугам.
Сама автор проекта оправдывается, говорит, что «люди не умеют думать», мол, она ярый приверженец конституции и демократических принципов и просто восполняет пробелы законодательства. На все вопросы про Лукашенко она недоуменно спрашивает, почему все привязываются к его персоне, ведь закон относится ко всем президентам. Но мы не живем в абстрактной Республике Беларусь, любое действия и персоны конкретны (в отличии от констититуции, являющейся просто текстом на бумаге), конкретен и президент страны.
В самом законе нет ничего удивительного, аналог есть во многих странах. Но возмущение вызвало то, что проект внесла «оппозиционный» депутат. В недавней статье «Почему бороться за честные выборы вредно?», мы писали про оппозиционеров в парламенте:
За три года Канопацкая и Анисим, как и весь остальной парламент, отметились лишь… ничем. Да, они принимали участие в работе над законопроектами, в составе парламентских групп ездили на встречи и визиты, голосовали, вносили свои законопроекты, но это лишь имитация деятельности, ведь неудобные предложения всегда можно отклонить. Зато они прекрасно поработали для легитимации власти, по итогу которой парламент был де-факто признан. <…> депутаты стран Запада также как и в Беларуси не представляют интересы населения, но своих спонсоров, элиты. Достаточно взглянуть на составы парламентов, там минимум представителей тех профессий, которых депутаты якобы репрезентуют. Все меньше и меньше широкие слои населения влияют на «слуг народа» Например в США сенаторы очень чувствительны к мнению 30% самых богатых избирателей в своем штате и значительно меньше ко всем остальным. И это вполне естественно. То есть даже победив в выборах «прогрессивные» силы по итогу превращаются в реакционеров, как это было во многих странах Европы
Отец Канопацкой — ранее богатый бизнесмен, сама депутат также владеет бизнесом. Она не представитель тех, кого затрагивает «налог на тунеядство», ее дети живут в Германии и им не грозит «закон об отсрочках». Но она и дальше будет рассказывать, как три года работала на демократию. Но наличие парламента и депутатов ничего не говорит о демократии. Демократия под собой подразумевает участие народа в политике. Так интересы и выбор кого этим законом представляет Канопацкая? Стоит ли и дальше надеяться, что в парламент попадут «правильные» депутаты и представят там наши интересы?
Гораздо эффективнее будет низовая самоорганизация и борьба за прямую демократию, которая по-настоящему позволит народу участвовать в политике и принимать решения. С точки зрения народовластия, такой закон антидемократичен. Почему человек не должен нести ответственность за действия на какой-то должности после того, как ее покинет? Это же создает очевидные предтечи для злоупотребления властью. Именно неотвратимость ответственности перед обществом и должна будет сдерживать злоупотребления со стороны немногочисленных специалистов и комитетов, назначенных обществом прямой демократии для исполнения каких-то задач. Поэтому нет, ответственность будет и прощения никакого не будет и быть не должно.
Касательно же того, что якобы этот документ должен убедить Лукашенко мирно уйти с поста президента, убедившись, что ему ничего не угрожает. Надо быть очень наивным, если не сказать инфантильным, чтобы думать, что Лукашенко, убивавший своих оппонентов и сам нарушавший закон сотни раз, на это купится. Он прекрасно знает, как легко законы обходятся, правятся, отменяются или, на худой конец, открыто игнорируются. Будет ли президент отвечать за свои преступления перед народом или нет, зависит от того, как он уйдет и как сильно народ будет требовать его голову на плахе. Если Лукашенко и уйдет добровольно или по болезни, он это сделает так, что в стране останется мощный номенклатурный аппарат, которым будут заправлять его сыновья, и его семью никто пальцем тронуть не посмеет. Если же Лукашенко уйдет недобровольно, то он гарантированно покинет страну, что сводит на нет смысл существования таких законов.
Единственный вопрос, зачем самой Канопацкой такой законопроект, вбивающий последний гвоздь в ее и так сомнительную репутацию. Как верно пошутил один белорусский политический обозреватель «уходящий депутат дает гарантии не уходящему президенту». Белорусская системная оппозиция, которую мы заслужили, видимо.