На днях в нескольких крупнейших телеграм-каналах Беларуси, в том числе координирующих протесты, появился «План победы» — общий стратегический план того, как «мы вернем власть народу». У этого плана есть несколько изъянов, как в целепологании, так и непосредственно в стратегии. Разберем по порядку.
Целями плана декларируется возврат власти народу, и первый же пункт этих целей — проведение новых выборов. Новый, даже честно выбранный президент, в существующем аппарате администрации быстро может воплотиться в того же картофельного фюрера. И народовластием такой сценарий назвать сложно. Так же в плане существует якобы представительный орган народа — Координационный Совет. Но КС не был избран, его члены были назначены сверху причем в результате совершенно непрозрачной процедуры. Ну а два последних требования — освобождение политзаключенных и трибунал над шакалами в форме — в принципе невыполнимы, пока президент Лукашенко. И если освобождение узников ещё возможный шаг, когда протесты улягутся и Лукашенко перестанет чувствовать себя в опасности, то менты, пытавшие и убивавшие белорусов, наказаны не будут. Это аксиома, с которой надо жить. Два пункта этого плана не могут и не будут выполнены этим режимом «под давлением», о котором пишут авторы плана. По сути, эти два требования — это будут требования к новой власти, а не диктаторскому режиму. Конечно, все без исключения требования необходимы, но следует понимать, что сейчас все они превращаются в одно — отставка Лукашенко. Без этого требовать что-то от власти и вообще рассуждать о будущем невозможно и бессмысленно. И требование наказания силовиков нужно, в том числе, для того, чтобы новая власть под шумок не наплевала на люстрацию и не оставила палачей и карателей на должностях, как это было после Майдана в Украине.
Однако основная проблема плана — это собственно… его отсутствие. То есть описан набор действий, которые надо предпринять, но не раскрыто, как эти действия должны принудить Лукашенко подать в отставку. Да, все эти тактики существенно ослабят режим, часть номенклатуры перейдет на сторону протестующих, часть силовиков уйдет из органов. А дальше что? Те обстояльства, который не дали режиму пасть 9-го числа и в последующие дни, никуда не исчезли. Несколько тысяч силовиков, а может и десятков тысяч, будут защищать этот режим «до конца». Лояльные номенклатурщики увольняют протестующих, а их места занимают штрейхбрейкеры из России. В Плане, судя по всему, выражена надежда на то, что у режима кончатся деньги, если он будет затыкать деньгами дыры, возникающие в результате протестов. Так действительно может произойти, только не очень скоро. У Лукашенко остался, как минимум, Беларуськалий, стоимость которого колебалась в районе 20 миллиардов долларов. И этих денег может хватить на несколько лет разгонов протестов и всеобщего террора. Это не говоря о том, что остались еще госпредприятия, которые можно пустить с молотка, и личные деньги клана Лукашенко. А как долго может сопротивляться агониризующий диктаторский режим видно на примере Венесуэлы. Там протесты длятся больше года, унесли несколько тысяч жизней и превратили страну в одну из самых крупных гуманитарных катастроф на земле. Но Мадуро по-прежнему президент и де факто управляет страной, потому что управляет силовиками. Поэтому как неуплата налогов, отзыв местных депутатов-пустышек и выход из БСРМ должны свергнуть диктатора — совершенно непонятно. С усугублением экономического кризиса недовольных, как и самого недовольства, станет больше. И вот тут эскалации конфликта не избежать. Только если протестующие будут реальной силой и угрозой, только если страх быть растерзанным толпой перевесит страх перед начальством, тогда и только тогда белорусская армия и силовики могут отказаться выполнять приказ и у нас появится шанс на победу.
Третья проблема, которая не решена в рамках плана — это проблема милицейского насилия. Есть некое «Министерство защиты» у которого в задачах не значится защита протестующих от силовиков во время акций. Будут пресекаться провокации (то есть, будут задерживать радикально настроенных людей в том числе), защищаться имущество, фиксироваться беспредел, но обороны от разгона эта структура предоставлять не будет. С разгонами столкнуться придется, в той или иной мере. Режим уже сейчас вернулся к своей стандартной тактике — точечных задержаний. В рамках этих задержаний будут фильтровать и оставлять в изоляторах наиболее организованных и подготовленных протестующих, кто может создать сопротивление. Сейчас этими людьми забиты СИЗО. Всё, что предлагается в рамках защиты авторами плана, видимо, выставить в первых рядах женщин, в надежде, что сексист Лукашенко не прикажет их разгонять. Хотя уже были случаи, когда силовики избивали на разгонах и в изоляторах и женщин в том числе. Все это приведет к тому, что уличная активность будет плавно душиться не массовыми, но систематическими репрессиями. Сначала будут задерживать людей с плакатами и флагами. Когда с ними перестанут приходить, будут задерживать кричащих лозунги. Потом уже и сами протестующие будут заниматься самоцензурой: запрещать друг другу что-либо делать, лишь бы избежать задержаний.
Ну и последняя, но самая важная проблема, без которой не будут решены все предыдущие: по-прежнему не создается никакая организация и структура по координации протестов или не даются советы по ее реализации. Единственное, что существует — это фонд помощи репрессированным и забастовщикам. Как будет функционировать все остальное — неизвестно. Насколько это получится создать у людей, интересующихся политикой полгода и считавших, что Лукашенко уйдет, испугавшись 400 000 протестующих, остается большим вопросом. Пока на местах, в городах, не будет людей и структур, которые берут на себя отдельные функции из плана, готовые артикулировать настроения протестующих, а КС решительно отказывается выполнять эту роль, все пункты плана останутся просто словами и надеждой, что экономическая пропасть сожрет Лукашенко раньше, чем белорусов.
Как итог, наше мнение таково: белорусам уже стоит создавать группы с товарищами для совместного участия в протестах и подготовки к переходу их в силовую фазу. Искать и планировать организацию медслужбы, отрабатывать разные тактики и координацию на протестах, готовить снаряжение. В ближайшее время мы выложим инструкцию по созданию таких групп сопротивления. Кроме того, можно создавать локальные медиа и площадки, медийно их освещать, с их помощью планировать протестные кампании у себя в регионах. Хорошим примером такой группы являются Водители97% в телеграме.
Ну и в конечном счете всем вместе надо настраиваться на многомесячное противостояние, которое вернется в силовую фазу и, к сожалению, вероятно, ещё не раз.
Второй абзац, 7-е предложение: «И еслио свобождение»
Спасибо, исправили.