Пока одни белорусы с воодушевлением и некоторой завистью смотрят на революцию в Киргизии, которая насилием за сутки добилась большего, чем белорусы за 2 месяца невероятных гуляний, другие граждане нашей страны пытаются объяснить, почему у нас такое невозможно. Пытаются, но получается как-то не очень. Чем же чаще всего объясняют разницу ситуаций в наших странах и в чем она на самом деле?
Чаще всего первым пунктом идет «магический» или лучше сказать «мифический» менталитет азиатов. Якобы, они более агрессивные, вспыльчивые и решительные. Поэтому и революция у них соответствующая. А белорусы мирные, добрые люди, которые не хотят насилия. Во-первых, если о каком-то общем шаблоне поведения в рамках страны еще можно говорить, например, о том, как белорусы бегают в обменники за скупкой долларов, то говорить о нём в рамках расы — абсолютно антинаучно и абсурдно. В китайской и японской культуре, например, всяко поощряется уважение иерархии и власти, а покорность и подчинение — это добродетели.
Кроме того, шаблон поведения, присущий большинству людей в стране — не присущ всем ее жителям и, что самое главное, это не статический параметр. Сегодня человек считает так, завтра иначе, такие вещи в принципе невозможно отследить. Где гарантии, что люди будут всегда поступать в схожих ситуациях одинаковым образом? Даже белорусы опровергают это: в июле и августе ОМОН били, хотя 20 лет до этого так не делали. Шаблон действий поменялся. Почему?
Потому что шаблон поведения формируется окружающей действительностью и не последнюю роль в ней играют экономика и политика. Например, паломничество в обменники связано с систематической девальвацией национальной валюты, а боязнь ударить сотрудника карательных органов — 25 годами диктатуры и бесправия. Не миролюбием, не «цивилизованностью», а банальным страхом, который в белорусах целенаправленно взращивала диктатура.
Так в чем же на самом деле причина? Почему киргизы уже назначают себе новых мэров, а белорусы все еще дарят цветы карателям 2 месяца?
Как верно отмечали в некоторых белорусских Телеграм-каналах — у киргизов есть лидеры. Но не в смысле вождь, ведущий протестующих на баррикады. У них есть структуры, партии, лидеры, которые могут открыто призвать на улицы своих сторонников и которые готовы взять власть. Наверняка, у оппозиции были и сочувствующие в силовых структурах. У белорусов есть только символ нового президента Светлана, которая себя в интервью даже не называет президентом. Не говоря уже о том, что у президентки нет никаких структур для координации протеста. КС такую ответственность брать на себя точно не хочет.
Относительно недавно, в 2010 году, у киргизов уже была успешная революция. Тогда по протестующими открыли огонь боевыми патронами, тоже пытались разогнать, задержали лидеров оппозиции. Очевидно, что участники тех событий отлично помнят, что победили они не благодаря цветам для мусоров, не крикам «Позор!» и не покраской забора. Жестокость полиции была остановлена такой же жестокостью протестующих. По-другому политика в автократиях не работает. Смело можно говорить о том, что тут приемственность и опыт играют на руку протестующим.
К слову, то, что говорит президент Киргизии вообще ничего не доказывает. Якобы, он дал приказ не стрелять в людей. Только не дал он его скорее всего, потому что помнил, чем такой приказ закончился в 2010 году. А может просто не успел, не решился. Не от большой любви к народу он это сделал, раз газ и пули резиновые в протестующих все-таки полетели.
Конечно, нельзя слепо переносить опыт Киргизии на Беларусь. Но надо отдавать себе отчет, что белорусские протесты не уникальны, нет никакого «своего уникального пути», «мирного менталитета» и прочего. Это оправдания. Белорусский протест децентразован вынуждено, т.к. любую организованную силу решительно репрессируют. И мирный он не потому, что мы особенные, а потому что нас запугали и нам просто страшно. И страшно вполне обоснованно. Естественно, если бы 9 числа начался штурм правительственных зданий, протесты бы не закончились в один день, как в Бишкеке. В людей бы стреляли из автоматического оружия, задействовали военную технику. История не терпит сослагательного наклонения, поэтому гадать, как оно было бы дальше — дело неблагодарное. Но надо для начала, признаться себе самим в своих страхах, а не пытаться аргументами, граничащими с расизмом, принижать достижения протестов в других странах.
Сейчас в соцсетях у белорусов есть пример очередного насильственного протеста, закончившегося победой. Многие зададутся вопросом «А может… стоило тогда и нам рискнуть?» Какой ответ дадут протестующие можно будет увидеть во время нового витка эскалации насилия на протестах. А он непременно будет.