Протесты в 2020-ом году принесли БЧБ флагу небывалую со времен изменения государственной символики славу. Бывший всё это время символом с большего маргинальной национально-ориентированной оппозиции, зачастую консервативной, он приобрел общепротестные коннотации, буквально стал единственным и всеобъемлющим символом протеста.
Большая часть беларуских протестов и заключается в борьбе за право на свою символику: бчб ленты, флаги в окне, перекрашенные в красный лампочки. Не являясь чем-то плохим сама по себе, эта борьба начинает переходить границы абсурдного. Так Координационный Совет, в ответ на намерения Генпрокуратуры объявить бчб символику экстремистской, создал петицию против принятия такого решения. Становится очевидным, что КС, как и многие протестующие, не хотят учиться ни на чужих, ни даже на своих собственных ошибках. За бело-красно-белой пеленой перед глазами они забыли, как Лукашенко фальсифицировал выборы, не посмотрев на количество ни белых браслетиков на руках, ни сложенных гармошкой бюллетеней. Забыли, как задержанных с 9-го по 12-ое августа пытали за стенами Окрестина. Забыли, за что умерли Тарайковский, Шутов и другие протестующие. Забыли, что в стране сотни политзаключенных.
Сакрализация БЧБ привела к тому, что, едва обретший содержание — за демократические изменения без диктатора — он почти сразу стал пустышкой. Вместо того, чтобы направить свой протестный потенциал в действительно продуктивное русло, люди рискуют свободой и безопасностью, за вывешенные в окно гирлянды бело-красно-белого цвета.
Борьба исключительно за символику сделала и протест чисто символическим — и в этом поле он режиму никак не угрожает. Символика и искусство важны для поднятия духа и объединения протестующих, но основной бой с диктатурой необходимо вести в предметном поле. Власть борется с символами по двум причинам. Во-первых, реальная угроза устранена — нету больше 200 тысяч несогласных в центре Минска, нету риска, что СИЗО на Володарского возьмут штурмом, никто не дерется с ОМОНом. Вторая причина борьбы с БЧБ —принуждение к повиновению. Показать протестующим, что даже просто выражение своей позиции через гирлянду — запрещено. И запрещено будет все, что власть посчитает нужным, любой символ или «цветовую схему», насколько бы это не было абсурдным.
Протестующие с охотой принялись бороться за символы, вместо борьбы за реальные достижения, которые эти символы отражают. И если гражданское неповиновение и впредь будет концентрироваться лишь на символах — рано или поздно, но оно будет подавлено, т.к. символы сами по себе не приносят перемен и не улучшают ситуацию. Поэтому нужно постоянно рефлексировать над эффективностью своих действий и тем, почему именно вы начали бороться против режима. За право носить БЧБ-символику? Или всё-таки за освобождение Беларуси от насилия диктатуры, попрания прав, нужды и несправедливости?
Если всё равно придется сидеть или платить штраф, неужели оправданно делать это за сочетание цветов на куске ткани? Нет.