Минчане добрались до прокуратуры, чтобы отстоять жизнь деревьев

С 2009 года жители домов 30 и 32 по улице Калинина, в центре Минска, пытаются защитить деревья в своем дворе от незаконной вырубки. Два года назад во дворе началось строительство многоквартирного дома, ради которого пришлось убрать – ни много ни мало – 90 деревьев и 500 кустарников.

Как считают жители ближних домов, отделаться можно было гораздо меньшими жертвами для окружающей среды этого уютного и старого двора. Сейчас они пытаются отстоять еще 6 здоровых деревьев, которые растут на месте запланированной дороги и крупногабаритного мусорного контейнера.

Дом 30/б, который еще до завершения своего строительства приобрел у соседских домов дурную слову, расположился в укромном месте, запрятанный между двумя довоенными (1937 год) пятиэтажками и Домом военной одежды.

Стройка началась в 2009, тогда жители пятиэтажек стали свидетелями массовой вырубки деревьев, которые, как признали коммунальные службы, были больными. Это и стало главным основанием для беспрепятственной вырубки.

«Мы провели независимую экспертизу – пригласили специалистов из Института ботаники, которые признали деревья совершенно здоровыми. Это подтверждает то, что строительство было начато без учета интересов жильцов домов №30 и №32», рассказывает жительница дома Алла Король.

Как утверждает Алла Петровна, об этих нарушениях жители сообщили в Комитет Государственного Контроля. На три месяца строительство приостановили, для разбирательств. Сейчас дом фактически готов, осталось проложить очередную дорогу к новому дому , для этого заказчик намерен вырубить не меньше 6 деревьев. За эти деревья и идет борьба, пока не приносящая пока очевидных успехов ни той, ни другой сторонам.

«Согласно проекту, самый короткий путь для прокладывания дороги и установки крупногабаритной мусорки лежит как раз через деревья и детскую площадку. Поэтому их и собираются вырубать». При проектировании дома не было учтено и место для парковки автомобилей новых жильцов.

Жители огорчены и тем, что двор превратился в полигон – дети не могут выйти и погулять, потому что кругом идет стройка и уничтожены зеленые зоны и детская площадка дома № 32.На этом месте сейчас расположена стоянка автомашин жильцов нового дома. А вокруг домов две дороги с очень интенсивным движением (ул.Я.Коласа и ул.Калинина).Все возникшие проблемы последнего времени были бы решены, если бы въезд к дому №30-б осуществлялся с ул.Я.Коласа. Разумеется, у этой проблемы есть еще одна сторона: это интересы заказчика.

— Было принято решение горисполкома о строительстве дома, на основе проектно-сметной документации, — говорит директор «Зеленстроя» Первомайского района Владимир Валько. – Чтобы построить дом, нужно было срубить деревья. За каждое вырубленное дерево организация сажает три дерева за пределами Минска.

О том, есть ли в городе какая-либо статистика или количественная норма для зеленых насаждений, Владимир Валько ничего не сказал – кажется, что сам вопрос звучал для него странно. Он ответил только, что Первомайский район, к которому относится улица Калинина, считается вторым «зеленым» районом в городе, самым озелененным является Партизанский район.

Вот что говорит о регулируемости площади зеленых насаждений в Минске специалист экологического права, член ОО «Экодом» Григорий Федоров:

— Существует генеральный план, который можно менять указами Президента, и этот план предусматривает расположение в городе зеленых зон различных категорий. В указе может быть написано, скажем, что кусок земли около Комсомольского озера перестает быть зелёной зоной, и передаётся под жилую застройку. Самое плохое, что проекты таких указов не обсуждаются гласно. Общественность ставится перед фактом уже после принятия. В белорусских городах нет таких зелёных насаждений, которые имели бы гарантию сохранности. Конечно, меньше вероятность, что начнут вырубать деревья, скажем в Парке Челюскинцев, чем, например, в лесопарковой зоне на окраине у самой городской черты. Но фактически в любой момент любые зелёные насаждения можно законно вырубить.

Жители домов на улице Калинина намерены стоять за деревья до конца. С их требованиями солидарно и руководство Дома военной одежды, который расположен прямо напротив нового дома.

«Дом строили на месте бывшего концентрационного лагеря, — рассказывает Алла Король, – на этом месте всегда росли деревья и цветы, как дань памяти. Во дворе когда-то должны были поставить памятник, он до сих пор пылится на складе».

«Пусть обращаются в прокуратуру – имеют право. У нас каждый имеет право обратиться к кому угодно», говорит директор первомайского «Зеленстроя». И добавляет: «Если мы это не сделаем (вырубим деревья – прим.авт.) – сделает другой район, или частники».

Жители домов готовят обращение в прокуратуру МВД и «Зеленстрой» города, чтобы провести еще одну экспертизу. Пока практика выигранных дел по такой проблеме небольшая, хотя теоретически, говорит Григорий Федоров, граждане могут повлиять на судьбу деревьев:

— Общественное обсуждение проводится при строительстве опасного объекта, при этом не важно, где именно его будут строить. Т.е. если на месте парка хотят построить жилой дом (неопасный объект), то обязательных обсуждений не должно быть. Хотя общественность теоретически может добиться «внеплановых» обсуждений по любому объекту, сделать это весьма непросто. В целом за последние 10 лет в различных кодексах и законах разделы, которые касаются участия общественности, неуклонно уменьшались. За счет более подробного описания процедур в отдельных статьях, может возникнуть впечатление, что возможности для влияния общественности увеличились. На самом деле прав у общественности стало меньше, а для реализации некоторых прав до сих пор нет чётких механизмов, что сводит на нет саму возможность реализовать своё право.

Источник.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *