Анархисты на Народном сходе. Задержания накануне и во время протестной акции

x_e760e697Еще в пятницу вечером появилась информация, что силовые органы готовятся к превентивным арестам активистов с целью недопущения их к участию в Народном сходе. В субботу утром эта информация получила подтверждение, несколько человек было задержано по надуманным предлогом и после окончания мероприятия отпущено по домам.

8 октября в Минске и области прошла волна задержаний анархистов и тех, кого белорусские спецслужбы такими считают. Таким образом политическая полиция пыталась не допустить их участия в Народном сходе (оппозиционная протестная акция проходившая на улицах и площадях многих белорусских городов 8 октября).

Анархист Игорь Труханович был задержан без объяснения причин. Чтобы проникнуть в квартиру сестры Игоря, где он ночевал, милиционеры сломали дверной замок, не имея на то санкции. В дальнейшем на него был составлен протокол за «мелкое хулиганство». Суд по административному делу состоится в понедельник в суде Минского района.

Активистов гражданской инициативы по борьбе с нищетой «Еда вместо бомб» Никиту Власенкова и Бориса Ощепкова также задержали утром в их домах. Их доставили в разные РУВД Минска, где продержали примерно до 15 часов. Никакие протоколы о задержании или допросе не составлялись.

Валерии Хотиной, проживающей в Минской области, 7 октября в 21.50 участковый лично принес повестку на допрос по делу о краже мобильного телефона 19 августа в одной из деревень Дзержинского района. Валерия никогда не посещала эту деревню, поэтому даже не может вспомнить ее название. Допрос был назначен на 12:00 8 октября. На допросе дознаватель был особенно польщен тем фактом, что Валерия 8 октября с 8.00 до 17.00 должна была находиться на работе, и даже записал это в протокол. Напомним, Валерия — жена политзаключенного анархиста Николая Дедка.

Еще нескольких человек милиционеры безуспешно искали утром по адресам их регистрации. Например, заглянули к матери участника партии зеленых Владимира Володина. Некоторым также звонили на мобильные телефоны.

Осенью 2010 года Игорь Труханович, Борис Ощепков, Валерия Хотина и Владимир Володин были задержаны на 6 или 9 дней как подозреваемые по так называемому «делу анархистов». С тех пор они находятся в «черных списках» и перед массовыми мероприятиями к ним заходит милиция.

Несмотря на эти меры в Народном сходе приняло участие около 40 анархистов. Но органы и здесь не оставили анархистское движение без внимания, постоянно проводя видеосъемку, а под конец схода попытались взять блок в кольцо, из-за чего его участникам пришлось спешно покинуть мероприятие. Однако силовики и на этом не успокоились и бросились хватать людей прямо на остановке. В результате им удалось задержать 13 человек, преимущественно анархистов. Все они были доставлены в Советское РУВД, и после видеосъемки и снятия отпечатков пальцев отпущены без составления протоколов.

Карательным органам белорусского государства не дано понять: анархистское движение по своей природе децентрализовано и эгалитарно, поэтому уничтожить его с помощью репрессий против мнимых «лидеров» невозможно.

Дополнительно: Размышления после Народного схода.

Иногда кажется, что Лукашенко заключил союз с дьяволом, потому что иного, рационального объяснения капризам погоды во время важных оппозиционных мероприятий придумать сложно. Все наверно помнят неожиданную метель и вообще затянувшуюся зиму в марте 2006 или вот более свежий пример: и сегодня, и всю неделю до этого стояла теплая и сухая погода, и только 8 весь день лил дождь. Впрочем, неудачу Народного схода нельзя объяснить только плохой погодой. Организаторам мероприятия так и не удалось предать ему действительно народный характер и обозначить конкретные социальные проблемы. При всем моем скептическом отношении к ладушкам по средам, эта инициатива воспринималась именно как общепротестная акция, никак не связанная с какими-то партиями и лидерами, что вызывало у этих самых лидеров чувство ревности и желание возглавить процесс. В результате все скатилось к очередному опповскому митингу на Банголор, с флагами Евросоюза, растяжками «Санникова в президенты» и выступлениями по схеме «властьнасбоится — свободуполитзаключенным — жывебеларусь». При этом на Сходе было заметно меньше молодежи, чем на акциях РЧСС. Такой традиционный формат не выглядит стильным-модным-молодежным, а получать сутки просто за хлопанье в ладоши без ясных целей и перспектив желания тоже нет. Похожие проблемы есть и в Греции, хотя там все куда масштабнее, чем в Беларуси:

«Что касается так называемого движения «возмущенных граждан» (“indignant citizens”) на площади Синтагма в Афинах, с их требованиями прямой демократии, то после летнего периода было несколько слабых попыток восстановить его. Но полицейские разогнали людей быстро и жестко. Возможно «политизированные личности» сочли, что движение не может принести им особых бонусов, некоторые влиятельные левые партии и группы обрели небольшое количество новых членов на Синтагме, фашисты заявили, что это движение было «слишком космополитичным» и перенесли работу в провинцию Аттика (регион вокруг Афин), где социальная почва более благоприятна для них. Что же касается 80% самих «возмущенных» то… видимо для них это уже не прикольно.»

Да и властям предложенный формат куда привычней и понятней, когда организаторы заранее известны их можно запугать или превентивно задержать, помешать в проведении агитационной компании, изъять листовки и стикеры, что с успехом и было проделано во многих провинциальных городах, а в Минске под раздачу попали в основном анархисты.
Несмотря на недоверие к любым партиям, политикам и профсоюзам, новых эффективных форм организации протестного движения с четкими целями и требованиями пока нет. Возможно, для этого понадобиться создание каких-то новых структур совмещающих автономность и анонимность с возможностью выдвигать единые требования и совместно добиваться их выполнения. От того, смогут ли появиться такие структуры в ближайшее время зависит перерастет ли «арабская весна» в «белорусскую осень».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *