Безымянные.exe

В начале февраля в Интернете была выложена электронная переписка активистов молодежного движения «Единой России» — главы Росмолодежи, бывшего лидера движения «Наши» Василия Якеменко и пресс-секретаря «Наших» и Росмолодежи Кристины Потупчик (есть определенные сомнения, что она вообще ее когда-либо занимала, а не занималась самозванством). Переписка была первоначально размещена на крупнейшем российском торренте — сайте Rutracker.Org (администрация этого ресурса даже связывает атаки на сайт 6-7 февраля с этим фактом), а ссылка на нее — в Twitter-аккаунте группы, причисляющей себя к получившему широкую известность хакерскому движению Anonymous.

Люди, склонные к конспирологическому представлению о мире, предпочитают по-прежнему искать в каждом событии руку «мировой закулисы» — как сторонники премьера находят в любом протестном движении влияние «вашингтонского обкома». Уникальность современной политической ситуации в мире состоит в том, что новые технологии общения — коммуникаторы, социальные сети, блоги, твиты — привели к созданию особых политических структур, не имеющих аналогов в доинформационном мире — не возглавляемых какими-то конкретными политическими силами, и подобные корни в них искать бесполезно.

Все чаще появляются массовые движения, которые не выражают интересы какой-то из политических элит (все совпадения, как говорится, «просьба считать случайными»), и потому оказываются реально свободными от каких-то политических обязательств. Характерная черта таких движений, как Occupy Wall Street — отсутствие единого управляющего центра, и тем более конкретного лидера. Движение Occupy Wall Street нельзя разгромить традиционным путем, арестовав зачинщиков, потому что их просто не существует, там даже не с кем вести переговоры. Российские «болотные» митинги тоже попадают в ту же струю — это вполне стихийное движение очень разных по политическим взглядам людей, объединенных лишь общим неприятием лжи и подтасовок на выборах, и желанием хоть как-то оживить российское политическое болото.

Хакерская группа под названием Anonymous и есть один из самых ярких примеров воплощения подобной тенденции на практике. «Анонимусы» позаимствовали свое название от одноименного интернет-мема. Мем Anonymous означает множество пользователей интернета или онлайн-сообщество как таковое, действующее анонимно и координирующее свои действия, преследуя некоторую общую цель. Хакерское движение под этим названием полностью соответствует такому определению, и способствовало возникновению еще одного термина — «хактивисты», означающего политически ориентированных хакеров.

Как и у движения Occupy Wall Street, у Anonymous нет формальной структуры и явных лидеров, которых можно назвать поименно. Акции, за которые они берут ответственность, могут стихийно возникнуть в любой стране. Изначально Anonymous возникли, как протестное движение «хактивистов», получившее всемирную известность в 2008 году, в результате проекта «Чанология», направленного против Церкви сайентологии. В 2010 году «анонимусы» получили известность в результате акций в защиту создателя «Викиликс» Джулиана Ассанджа, после чего за ними надежно укрепилась репутация защитников интернет-свобод, выступающих против «мировой олигархии».

Anonymous приписывают множество акций по всему миру, причем очень разных по направленности и поводам. Особенно большая активность пришлась на середину 2011 года. В июле Anonymous заявили о том, что им удалось взломать сервера НАТО и скачать секретные файлы альянса. В августе участники хакерских группировок Anonymous и Lulz Security (несколько ранее, в июне они сообщили об объединении) разместили в интернете конфиденциальную информацию с сайтов американских правоохранительных органов. В разное время и по разным поводам хакеры из Anonymous взламывали счета Visa и Master Card, швейцарский банк Post Finance, крупнейший в мире «облачный» хостинг Amazon, сайт губернатора Аляски Сары Пейлин, Министерство информации Египта, сайт шведской прокуратуры, Твиттер и многие другие интернет-ресурсы. Иногда их акции имеют совсем уж неожиданную цель — в июле 2011 президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос сообщил в Twitter, что его страница в Facebook была взломана хакерами Anonymous, которые протестовали против насилия и безработицы в этой стране. В числе прочих акций Anonymous обратились с угрозами к веб-хостингу Freedom Housing, замеченному в распространении деткой порнографии.

К осени 2011 года терпение американских правоохранительных органов лопнуло, и они произвели аресты. В США силами ФБР были арестованы 16 активистов, которых подозревали к принадлежности к Anonymous. Одновременно аресты были проведены в Великобритании, Нидерландах и даже в ряде городов Турции. Всего под раздачу — формально из-за взломов сайтов финансовых институтов в рамках акции в защиту Ассанджа – попало около ста человек по всему миру. Но это не помогло — ряды Anonymous только увеличились, а акций не стало меньше. «Лаборатория Касперского», правда, в своем ежегодном отчете утверждает, что с тех пор акции изменились по характеру, и меньше стали задевать серьезные финансовые или военные ведомства.

26 января 2012 года на сайт Европарламента обрушилась мощная DDoS-атака Anonymous в знак протеста против подписания Польшей торгового соглашения по борьбе с контрафактом (ACTA), которое, как известно, было потом Польшей дезавуировано из-за массовых протестов. Группа даже засветилась в арабо-изральском киберконфликте в начале этого года: в первых числах января произошло хищение банковских карт израильтян, осуществленное хакерами из Саудовской Аравии, которые тоже действовали под именем Anonymous. Крупнейшие атаки была проведены уже в феврале в связи с закрытием файлообменника Megaupload.Com со штаб-квартирой в Гонконге. В знак протеста на несколько часов были выведены из строя сайты Федерального бюро расследований, Белого дома, Министерства юстиции, Universal Music Group, Американской ассоциации звукозаписывающих компаний RIAA, Американской ассоциации кинокомпаний MPAA, Американского общества композиторов, авторов и издателей ASCAP и другие ресурсы.

Некоторые представители правоохранительных органов склонны считать существование Anonymous мифом. Например, Виталий Хлевицкий, представитель Службы безопасности Украины, заявил в интервью украинскому журналу «Власть денег»: «Это миф, ее [Anonymous] не существует. Фактически любой задержанный хакер может сказать, что он участник Anonymous. Это выгодно с точки зрения самопиара».

Как ни странно, но украинский контрразведчик недалек от истины. Те, кто основал это движение (в полном соответствии с общим стилем, оставшиеся анонимными), предложили совершенно новый инструмент, которым может воспользоваться любой пользователь компьютера — программы LOIC и HOIC. Никаких любовно выстроенных коммерческих сетей-ботнетов, характерных для заказных атак. Теперь для взлома и направленной атаки на сервер не нужно быть хакером, нужно лишь запустить программу и выбрать объект. Кроме того, имеется встроенный синхронизатор через Twitter, позволяющий нанести удар договорившимся заранее пользователям одновременно, и тем самым в разы усилить его мощность. Потому-то Anonymous и не требуется единое руководство и централизованная координация действий — это распределенная горизонтальная структура, которая способна выжить в любых условиях до тех пор, пока существует глобальная Сеть.

Причисляют себя к Anonymous и многие «традиционные» хакеры, специализирующиеся на добыче информации — именно они взломали переписку Якеменко и Потупчик. Интересно, что случившийся ранее взлом переписки Навального никакого отношения к Anonymous не имеет — его осуществил отдельный хакер, и вполне вероятно, по конкретному заказу. Впрочем, в переписке Навального так и не нашли ничего особо интересного, в отличие от лидеров кремлевских молодежных проектов.

Конечно, деяния таких группировок, как Anonymous, выходят за рамки закона — во всем мире принято считать взлом компьютерных сетей уголовным преступлением, независимо от целей, которыми руководствовались взломщики. Но только слепой не видит разницы между взломом с целью воровства денег или коммерческих секретов и политическими атаками в стиле Anonymous. И отнесение их к категории «вне закона» уже не изменит ничего, нравится вам это или нет — как не помогли правообладателям неоднократные попытки пересечь деятельность файлообменных сетей. Теперь это объективная реальность, данная нам в ощущениях, и что бы не придумали защитники существующего порядка, им придется смириться с тем, что каждого недобросовестного политика теперь легко могут вытащить, как любили говорить пропагандисты советского времени, «за ушко да на солнышко»

Источник.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *