30-го мая 1814 г. родился один из основоположников идеи анархизма Михаил Александрович Бакунин. Это была поистине колоссальная личность, сочетающая в себе как глубокого теоретика, так и непосредственно пламенного бунтаря.
Именно Михаил Бакунин первым описал структуру свободного общества, как противовес и монархизму, и зарождавшейся представительской демократии — федерализм, ту самую «власть» советов (синоним — прямая демократия), которую впоследствии поднимут на своих знаменах большевики, построив, правда, на практике, абсолютно противоположную систему — тоталитаризм.
При этом государство — т. е. отчужденную власть — великий анархист критиковал не только как структуру, ущемляющую права человека, но и как калечащую и извращающую саму душу — «Власть уничтожает лучшее в человеке» — и это касается как тех кто господствует, так и тех, кто подчиняется.
Также Михаил Александрович прекрасно понимал, что свобода политическая без экономической (т .е социализма — истинного, а не государственного капитализма, построенного в СССР) — невозможна. А, в свою очередь, экономическое равенство без политической свободы, даже как временная необходимость — «диктатура пролетариата» — в конечном счете ведет к чудовищному бесправию. «Свобода без социализма — несправедливость и привилегия, социализм без свободы — рабство и скотство» — как глубоки эти слова, в свете нашего исторического опыта! Именно на этих идеях порождается глубокий идеологический конфликт между идеями Бакунина и Маркса. который впоследствии приведет к расколу Первого интернационала.
Но едва ли не самая глубокая критика — это критика религии. Один из основоположников анархизма провозглашал — «Если мы оставим одного Господа на небе — то получим тысячи господ на земле!». Критика против идеи Бога имеет под собой, в данном случае. не столько научно-материалистическую почву, сколь именно гуманистическую. » Заменяя культ божества уважением и любовью к человечеству, мы провозглашаем: человеческий разум единственным критерием истины, человеческую совесть основой справедливости, индивидуальную и коллективную свободу единственной создательницей порядка в человечестве.» — это отрицание любви к Богу во имя любви к Человеку.
При этом сама свобода анархизма — гораздо глубже либеральной: это не только свобода в правах и возможностях, но это и внутреннее освобождение личности, а потому — «Свобода одного человека не ограничивается, а расширяется в свободе другого человека». Чем больше вокруг меня свободных людей — тем и я сам свободнее.
Средством достижения вольного общества Бакунин видел именно в бунте — от локальных до повсеместного, именно отсюда и его лозунг — «Страсть к разрушению — творческая страсть!».
Насколько Михаил Александрович был личностью колоссальной, настолько же неоднородной и нелинейной. Будучи в юности славянофилом, Бакунин, со временем осознав, что отдельный народ не сможет добиться воли, что только всемирная борьба может привести к освобождению, приходит к революционному космополитизму — «Мировая революция — вот наше отечество!».
Один из «отцов» анархизма был также, как написано выше, и активным практиком борьбы — он был, кроме всего прочего, и одним из руководителей восстания в Дрездене. И здесь, также высказывается неоднородность личности Бакуина — анархист предложил поднять на баррикады… Сикстинскую Мадонну — «Прусаки так любят искусство. что не посмеют стрелять по ней!». Мог ли тонкий философ, почитатель Гегеля и в целом — человек богатой культуры и высокого образования, коим был Михаил Александрович, недооценивать великий шедевр? Или здесь сыграл свою роль макиавеллизм, которого придерживался Бакунин — «цель оправдает средства»? Скорее, на мой взгляд, любовь ко всему человечеству превысила любовь к творению (пускай даже столь высокому), одного из его сынов.
Из апостола анархии и не следует делать «белого и пушистого» — он, как личность колоссальная, может себе позволить и временные заблуждения, и неоднозначные темные моменты своей жизнь — как его знаменитая «Исповедь», написанная в Алексеевском равелине, куда он был посажен после выдачи России австрийскими властями — в которой он фактически просит Николая I о помиловании. Любые «сумерки» его души освещаются титаническим пламенем его веры в Свободу, неистовой борьбой за освобождение всего человечества, где бы Бакунин не находился — в Петропавловской крепости или тюрьмах Европы (в одной их которых его продержали полгода буквально на цепи), на баррикадах Праги и Дрездена или в сибирской ссылке.
Стоит отметить и большую популярность, которой пользовался Михаил Александрович в среде протсых рабочих-анархистов, при чем, если на него ссылались — то не в идеологических спорах (анархисты предпочитают авторитет истины истине авторитета), но именно как на моральный ориентир. Также довольно интересный момент описывает другой выдающийся анархист — Петр Алексеевич Кропоткин, в своей автобиографии «Записки революционера»: будучи в Швейцарии, на одном из собраний революционеров, теоретик анархо-коммунизма был свидетелем того, как некоторые молодые люди разговаривали чересчур неучтиво о женском поле в присутствии дам, при этом одна из них пожаловалась — «Как жаль, что здесь нет Мишеля (т. е. — Бакунина)! Он бы вам задал трепку!». «Сексизм!» — презрительно назовут такое отношение к женщине многие представители современного российского анархического движения. Что и говорить — нет, сейчас, среди нас таких великих душ!
***
«Времена — что ни день — становятся серьезнее» — с таких слов начинается одна из статей Бакуина, аналогичные слова мы, со всей ответственностью, может отнести и к современному историческому этапу. «Оккупируй Уолл-стрит», манифестации против мер жесткой экономии во многих странах Европы, собственно сам мировой экономический кризис, продолжающаяся революция в Египте, наконец массовые протесты и в России (пусть и приугасшие) — прекрасно показывают, что мир все так же полон противоречий, человечество все так же жаждет свободы и готово бороться за неё! А значит — нужны еще руки, чтобы загребать каштаны из пламени! Как найти в себе силы для этого? Ответ нам дает Михаил Александрович Бакунин — его труды, все еще современные и полыхающие пламенем неистовый свободы, сама его фигура — светоч, указывающий путь бескомпромиссной борьбы за Свободу и Счастье Человека.
Источник.
Книги Бакунина в электронной библиотеке нашего сайта:
Книги о Бакунине: