Фрагмент интервью сирийской анархистки и со-основательницы ресурса TAHRIR-ICN (международного объединения анархистов, социалистов и либертариев на Ближнем Востоке), Лейла Шрумс о роли анархистов в революционом движении, структуре Свободной армии Сирии и общественной организиции в освобожденных районах.
Какова была роль анархизма в Сирии и сирийской революции?
Сирийцы были в авангарде развития анархизма на Ближнем Востоке. В 19 веке основными центрами арабского анархизма считались такие города, как Бейрут, Александрия и Каир. В 20 веке главными рупорами радикальных идей стали периодические издания Аль-Хилал и Аль-Mуктатаф, которые издавались сирийцами. Помимо прочего, известен феномен радикального театра, через который сирийские актеры передавали анархистские идеи рабочим других арабских стран.
Одним из ведущих современных арабских анархистов является сириец Мазен Км Аль Маз. Он регулярно пишет о текущей ситуации и переводит западную анархистскую литературу на арабский язык. Надер Аттаси — также один из наиболее известных сирийских анархистов, он ведет блог на английском языке под названием Дарта Надер.
Политические организации, в том числе анархистские, были запрещены в Сирии на протяжении многих лет, и ныне мы можем говорить о функционировании гражданского общества до восстания. Тем не менее, анархистские тенденции в Сирии были сильнее, чем в других странах Арабской весны, и эксперименты автономной самоорганизации оказались ценными для построения анархистской организации.
На сегодняшний день основной формой революционной организации в Сирии стало развитие сотен местных комитетов, которые были созданы в районах и городах по всей стране. Эта форма организации была вдохновлена сирийским анархистом Омаром Азизом. Он считает, что революционерам нет смысла участвовать в ежедневных протестах, если затем они вернутся к своей жизни и работе в авторитарных структурах государства. Азиз выступает за радикальные изменения в социальных отношениях и оспаривает основы системы, построенной на эксплуатации и угнетении.
Его идеи оказали огромное влияние на революционные организации в Сирии. В местных комитетах активисты проводят масштабную работу, начиная от документирования нарушений прав человека со стороны режима (а также и со стороны оппозиции), до организации протестов и кампаний гражданского неповиновения (например, забастовок и отказов оплачивать коммунальные услуги). Они собирают медикаменты и еду и оказывают гуманитарную помощь в районах, находящихся под обстрелом или осадой. Комитеты работают как горизонтально организованные автономные группы, состоящие из всех сегментов общества, в том числе меньшинств, таких, как христиане, алавиты, друзы и курды. Они стали основой революционного движения, сформированного на основе принципов сотрудничества, солидарности и взаимопомощи.
Как повстанцы организованы в освобожденных районах?
О структуре я упомянула выше: местные комитеты являются центральным органом для революционной организации. Кроме того, в районах, освобожденных от войск режима, действуют революционные советы или меджлисы. Чаще всего они выполняют первичные функции гражданского и административного свойства. Впрочем, нередко они возникают и там, где остается государственный контроль. Это помогает обеспечивать предоставление основных услуг (образование, здравоохранение и водоснабжение), координировать деятельность местных комитетов с силами вооруженного сопротивления. Местные комитеты состоят из гражданских активистов, которые участвовали в демонстрациях, и из людей, выбранных за их технические или профессиональные способности.
Не существует какой-то единой модели для местных советов, но в целом структура следует некоторым формам представительной модели демократии и практикует свободные местные выборы. Такого не происходило в Сирии на протяжении 50 лет правления Баас.Основные проблемы — нехватка ресурсов: очень мало помощи поступает извне, что препятствует советам в выполнении их функций и обеспечении необходимых условий проживания. В некоторых районах советы боролись за попытку сохранить независимость от вооруженных групп. Они также пытались быть независимы от воинствующих религиозных групп (например, «Исламского Государства Ирака и Леванта» и «Джебхат-ан-Нусра»), которые особенно сильны на севере Сирии. Такие группы пытаются навязать религиозные институты, в том числе шариат.
Как организовано вооруженное сопротивление?
Сирийское восстание было вооружено в быстрые сроки, потому что люди столкнулись с фашистским режимом, который начал использовать всю свою военную мощь, чтобы сокрушить любую оппозицию. Для защиты окрестных городов и поселений демонстранты объединились в небольшие полувоенизированные отряды. 29 июля 2011 года была создана Свободная армия Сирии, членами которой стали офицеры-дезертиры, пострадавшие от режима Асада. Они были бойцами регулярной армии до того момента, как отказались стрелять в протестующих.
Свободная армия Сирии имеет две основные структуры:
1) Бывшие генералы и солдаты сирийской армии. Множество батальонов, которые связаны с местными батальонами и региональными военными советами, руководство которых настроено решительно бороться против режима. Вместе с САС против Асада и исламистов борются курды, которые смогли добиться временной автономии в ряде районов.
2) Гражданское население, которое выступает против режима. Многие действуют за пределами формальной субординации и организованы в соответствии с местными потребностями. Есть батальоны Свободной Армии Сирии, которые состоят из мусульман-алавитов, курдов, христиан, а также мусульман-суннитов.
Как активисты из других стран могут помочь сирийцам?
Сегодня многие сирийские беженцы приезжают в Грецию, Италию и другие страны Еврозоны, но им отказывают во въезде и отправляют обратно, либо заставляют жить в нечеловеческих условиях. Мы также стали свидетелями трагических инцидентов, связанных с крушением кораблей с сотнями сирийских беженцев. Сейчас важно бросить вызов негуманной политике регулирования, незаконному задержанию и жестокому обращению в местах лишения свободы.
Также были сообщения о вооруженных спецподразделениях, которые, угрожая огнем, пытаются предотвратить высадку беженцев на мирных территориях. Эти люди бегут от невообразимого насилия в Сирии и они имеют право получить убежище достойным и гуманным способом. Необходимо, чтобы анархисты и другие неравнодушные активисты смогли поддерживать сирийцев и других лиц, ищущих убежища.