Рыночная экономика все активней стучится в двери. Выполняя пожелания МВФ, страна все больше теряет свой «социальный облик», и можно не сомневаться — беларусы еще вовсю прочувствуют все прелести дикого капитализма. И постановление о свободном формировании цен — лишь одно из множества доказательств этому.
Государство намерено отпустить цены на волю, сохранив за собой контроль лишь за ограниченным перечнем товаров, в который вошли продукты питания, лекарства и товары для детей.
Это следует из постановления Минэкономики № 141 от 19 августа, которое вносит изменения в Инструкцию о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденную постановлением Минэкономики № 183 от 10 сентября 2008 г. Эксперты называют документ прорывом в сфере ценообразования в стране.
Документ, текстом которого располагают «Белорусские новости», прошел регистрацию в Минюсте и еще 22 сентября был включен в Национальный реестр правовых актов. Но до сих пор постановление официально не опубликовано. С чем связана пауза, неизвестно. По имеющейся информации, сейчас в правительстве решается дальнейшая судьба этого документа. Не исключено, что в принятом виде оно не появится и будет переработано.
В департаменте ценовой политики Минэкономики «Белорусским новостям» ситуацию с постановлением № 141 прояснить отказались.
Из постановления следует, что розничные цены на товары будут формироваться путем суммирования отпускных (закупочных) цен и торговой надбавки, которая будет определяться с учетом конъюнктуры рынка. Это не распространяется на товары, вошедшие в перечень так называемых социально-значимых.
Государство сохраняет ценовое регулирование за 50 товарными позициями. Среди них мясо, субпродукты, вареные колбасы и сосиски, пельмени, молоко, кефир, сметана, сыр, творог, подсолнечное и рапсовое масло, молочные смеси и каши для детского питания, хлеб и хлебобулочные изделия, пшеничная мука, крупы (манная, гречневая, пшено, перловая, ячневая, овсяная), макаронные изделия группы Б и В, не содержащие муки из твердых сортов пшеницы, сахар-песок, соль, свежая рыба (семейство карповых), рыба свежемороженая потрошеная и непотрошеная (семейства карповых, тресковых, сельдевых, скумбриевых, аргентиновых), картофель, свежая белокочанная капуста, морковь, свекла, лук, огурцы, помидоры, яблоки, бананы, апельсины, лимоны, товары для детей (по перечню Минторга), лекарственные средства.
По оценкам представителей розничной торговли, доля товаров, цены на которые будут регулироваться государством, может сократиться в ассортименте продовольственных магазинов примерно до 20%, а в общей выручке — до 50%. Сегодня полностью свободное ценообразование действует лишь на избранный круг товаров. Он определен постановлением № 183 и включает около 40 позиций (большинство непродовольственных). Однако в случае если изменения в этот документ вступят в силу, необходимость в этом перечне отпадет.
Постановление № 141 также предусматривает послабления для импортеров. Им разрешается формировать цены с учетом конъюнктуры рынка на все товары, ввозимые для последующей реализации в оптовой и розничной торговле. Это не распространяется на продукцию из упомянутого «перечня 50-ти», а также на товары, реализуемые юрлицам и ИП для собственного производства и (или) потребления и для переработки на давальческих условиях. В этом случае торговые надбавки импортеров не должны превышать 30% к сумме контрактных цен и прочих расходов (по страхованию, транспортных расходов, таможенных платежей, процентов по кредитам и т.д.).
Эксперты, ознакомившиеся с новыми изменениями в постановление № 183, считают решение Минэкономики существенным шагом вперед на пути к рыночным ценам.
Заложенный в постановлении принцип «разрешено все, что не запрещено» по сути ставит с головы на ноги систему ценообразования в стране. Бизнес давно призывает правительство перейти к свободному ценообразованию, сохранив за собой контроль лишь за социально-значимыми товарами и продукцией предприятий-монополистов. Правда, список из 50 товаров представители бизнеса считают большим, связывая это с желанием правительства подстраховаться на случай необоснованного роста цен на ключевые продукты питания. Впрочем, эксперты говорят о том, что расти ценам и так некуда, тем более в условиях снижения покупательской способности белорусских граждан.
К слову, похожий механизм для импортеров действовал до августа 2008 года, когда Минэкономики приняло нашумевшее постановление № 179, резко ограничив уровень предельной торговой надбавки на все импортные товары. Документ вызвал бурную реакцию со стороны бизнеса. Для всей цепочки — от импортера до розничной торговли — наценка на товар была урезана максимум до 30% (до этого импортеры и оптовики не имели ограничений по торговым надбавкам). Минэкономики объяснило это необоснованным ростом цен на товары, а также желанием выровнять условия реализации на рынке белорусских и импортных товаров.
После переговоров бизнеса с правительством было принято компромиссное решение: общая предельная надбавка на импортные товары составила 60% к уровню контрактных цен, таможенных платежей и прочих расходов (из них 30% разрешалось накручивать импортерам, и еще 30% — оптовикам и розничной торговле).
Стоит отметить, что расширение сферы применения свободных цен и торговых надбавок предусмотрено планом по либерализации экономики. Освобождение цен от государственных пут является одной из рекомендаций МВФ белорусским властям в рамках сотрудничества по программе стэнд-бай, предполагающей выделение Беларуси кредитных ресурсов на поддержание экономики.
Однако о более существенной либерализации цен говорить пока вряд ли возможно. Еще в сентябре прошлого года, в ходе войны бизнеса с правительством за торговые надбавки, министр экономики Николай Зайченко говорил, что полный переход к свободному ценообразованию произойдет после того, как белорусский малый и средний бизнес «наберет критическую массу» и увеличит свой вклад в ВВП до 40-45% (сегодня 8-10%).