Вместо оздаровительных лагерей власти создают трудовые, а вместо отъезжающих за границу рабочих работать будут дети и подростки. Все это прикрывается разговорами о благоприятном воздействии труда и заботой о подрастающем поколении, но понятно, что основная причина это возможность использовать детский труд на неквалифицированном и низкооплачиваемом производстве.
С предложением расширить перечень работ, которые могут выполнять подростки, в Министерство труда и социальной защиты обратилось Министерство образования. Как сообщила начальник управления социальной, воспитательной и идеологической работы Министерства образования Раиса Сидоренко, расширить перечень предлагается за счет включения в него отдельных видов неквалифицированного ручного труда на предприятиях.
Так, ОАО «Камволь» могло бы предоставлять места чистильщиков тканей, работа которых заключается в ручной механической очистке готовых тканей (изделий) от катышков, ниток и мусора. На сборочных производствах, таких как ОАО «Мотовело», сохраняются отдельные виды работ по несложной ручной сборке деталей. Возможно также использование труда несовершеннолетних на изготовлении сувенирной продукции, в качестве администраторов сайтов учреждений образования, промоутеров при проведении рекламных акций.
Обучающиеся 16-18 лет в дополнение к обозначенным видам работ могут исполнять обязанности лаборанта, секретаря-делопроизводителя (набор документов, прием телефонных звонков и прочее), курьера, расклейщика объявлений, распространителя флаеров, мерчендайзеров.
По словам Раисы Сидоренко, такое решение Министерством образования было принято после анализа организации работы лагерей труда и отдыха.
Возобновление работы лагерей труда и отдыха, подобных тем, что существовали в СССР, предусмотрено постановлением правительства № 43 от 18 января 2013 года. Причем возрождение трудовых лагерей произошло на фоне введения возрастного ценза для оздоровительных лагерей. Уже этим летом в стационарные оздоровительные лагеря направлялись дети до 15 лет, а не до 18, как ранее.
Министр образования Сергей Маскевич ранее отмечал, что «приоритетной формой занятости молодежи в свободное от учебы время является их трудовая занятость».
Понятно, что трудовую занятость детей и молодежи в первую очередь следует рассматривать как воспитательную меру, как способ оградить их от дурного влияния улицы. Но в белорусских экономических условия расширение возможностей для трудоустройства подростков — это еще и способ снизить дефицит кадров на рынке труда (особенно в секторе неквалифицированной и низкооплачиваемой рабочей силы).
Государство ищет различные возможности для насыщения рынка трудовыми ресурсами. Например, этим летом власти Минска пытались развернуть кампанию по привлечению к труду людей, ведущих асоциальный образ жизни. Однако дальше разговоров дело не пошло.
Как отмечается в исследовании о ситуации на рынке труда Беларуси, которое подготовили эксперты Исследовательского центра ИПМ, отечественный рынок труда сталкивается с растущим дефицитом рабочей силы, ситуация может усугубиться в связи оттоком специалистов в Россию.
Авторы исследования, основываясь на данных официальной статистики, отмечают, что за 2013-2020 годы население в трудоспособном возрасте в Беларуси может сократиться более чем на 0,5 млн. человек. Соответственно его доля в структуре населения упадет с 60,1% до 55,6%. Прогнозы ООН, говорится в исследовании, также указывают на грядущее сокращение численности трудоспособного населения в Беларуси.
Согласно исследованию «Влияние миграционных потоков на социально-экономические показатели страны: опыт Беларуси», проведенному по заказу Белорусского института стратегических исследований, отток незарегистрированных трудовых мигрантов из Беларуси более чем в 30 раз превышает зарегистрированную трудовую миграцию и оценивается как минимум в 150 тысяч человек ежегодно. Как по официальным данным, так и по экспертным оценкам, 85-90% всех трудовых мигрантов из Беларуси выезжают в Россию.
Однако крайне трудно представить, что кадровые потери страны можно восполнить трудом детей и асоциальных лиц. Необходимо задумываться о структурных реформах.
Например, ранее эксперты Всемирного банка предлагали повысить производительность труда путем оптимизации численности работников госпредприятий и принятия мер по развитию частного сектора. По данным ВБ, госпредприятия Беларуси и предприятия, где доля государства выше 50%, обеспечивают занятостью порядка 67% работников страны, а избыточная занятость на таких предприятиях оценивается в 10%, что может составлять до 300 тыс. человек.