Анархист дал интервью БелГазете

Сегодня в Беларуси редкое издание интересуется молодежью в политике, а особенно молодежными движениями и обьединениями, которые называют «радикальными». Но минским анархистам удалось привлечь внимание к себе рядом громких и ярких акций. Как результат — внимание прессы. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию материал из БелГазеты, в котором был проинтервьюирован один из анархо-активистов. Материал был скомпонован по мотивам дискуссии в Livejournal, и автор сочла нужным процитировать в нем оскорбления, раздававшиеся в адрес анархистов после Чернобыльского Шляха-2008. Несмотря на предвзятость и однобокость материала (которая видна уже по заголовку и подзаголовку статьи), чуждую нам терминологию, мы представляем этот материал вашему вниманию.


Белый, чёрный, голубой — выбирай себе любой!

Оппозиционные молодёжные группировки выясняют отношения
Наталья ПРОВАЛИНСКАЯ

http://www.belgazeta.by/20080505.18/320255681

Наиболее ощутимым итогом «Чарнобыльскага шляха-2008» стала очередная свара правых и левых незарегистрированных молодежных группировок, перенесенная на страницы ЖЖ. Если на «Социальном марше» левые радикалы повздорили с правыми, то на этот раз правых возмутило присутствие левых. Предметом острой критики стали анархисты, 26 апреля выделявшиеся своей организованностью и разноцветным флагом белорусских ЛГБТ (ЛГБТ — лесбиянки, геи, бисексуалы, трансгендеры). В своем блоге активистка незарегистрированного молодежного движения «БУНТ» Татьяна Еловая назвала левых и ЛГБТ «мразями»: «Они вели себя как обычно. Ни на кого не обращали внимания, орали лозунги, направленные против белорусского государства, лозунги в пользу нищеты, аморальности и просто тотальной тупости и бессмыслицы. Они послали организаторов и сделали все (ясное дело, вместе с носителем мозга радужного цвета), чтобы прославиться на БТ. Они превратили траурное шествие в карнавал. У них талантливые кураторы, а сами они — г…но».

Это подвигло оппонентов Еловой на встречные обвинения: «Нет уж. Это вы превратили действительно боевое действие в унылое, серое, поминальное шествие на окраине города с возложением цветочков и свечками… Вы кричите «Беларусь в Европу!», но изводитесь при виде флага ЛГБТ. Вы называете анархистов мразями, но спокойно используете в своей эмблеме черный флаг. Да, мы лучше будем клоунами, чем дрессированными собачками в вашем опповском цирке». О толерантности и терпимости как черте национального менталитета и о взаимоотношениях между юными оппонентами режима корреспондент «БелГазеты» беседовала с молодежной активисткой Татьяной ЕЛОВОЙ (ЖЖ-юзер zmagarka) и активистом анархистского движения Игорем (ЖЖ-юзер isto4nik_zarazi).


Татьяна ЕЛОВАЯ: «КТО С КЕМ СПИТ И В КАКИХ ПОЗАХ, НАС НЕ ИНТЕРЕСУЕТ»

— Анархисты обвинили вас в том, что вы изводитесь при виде флага ЛГБТ, но при этом кричите «Беларусь в Европу!». Между тем терпимость по отношению к меньшинствам, включая сексуальные, — важная часть европейских ценностей…

— Мы никогда не позиционировали себя как гомофобов. В наших программных материалах вопрос о геях вообще не поднимался. Мы занимаемся несколько другими вещами — переменами в стране. Кто с кем спит и в каких позах, нас не интересует. Я не поборница физического уничтожения геев и не считаю рождение детей высшим предназначением человека на земле. Весь вопрос заключается в совмещении приватного и публичного. Гей-флаг на оппозиционном мероприятии — это вопрос из области политики, а не из области неприкосновенности личной жизни. Это вызов обществу в неудачно выбранный день и подстава оппозиции для властной пропаганды.

— Вы не согласны с тем, что оппозиция превратила «боевое действие в поминальное шествие на окраине города»?

— Мы идем на шлях, чтобы привлечь внимание прессы или чтобы почтить память пострадавших от катастрофы на ЧАЭС? Анархисты немного запутались, с кем они и чего хотят. Если они против «оппов», зачем тогда ходят на их акции и не проводят свои? Если «за» — почему демонстративно подчеркивают свою инаковость? Танцы на политсцене предполагают элементарные правила. Если человек считает «Чарнобыльскi шлях» шествием на окраине города, зачем же он туда, на окраину, пошел?

Они утверждают, что оппозиция за 14 лет «не придумала ни одного нового лозунга»? Слова «Жыве Беларусь!» — святые для каждого белорусского патриота. Это как если бы они возмущались, что при встрече говорят «Привет!».

— Что дает вам основание обвинять анархистов в превращении траурного шествия в карнавал?

— Участие в «Чарнобыльскiм шляху» анархистов было заведомой провокацией. Конечно, ее не сравнить с тем креативом, который они вместе с «Белой Волей» (праворадикальная незарегистрированная молодежная организация. — Ред.) устроили на «Социальном марше», но тоже неплохо. Сюжет на БТ — следствие устроенного карнавала.

Цель анархистов состояла в максимальном PR. На фоне приевшихся картинок с оппозиционных акций они выглядели ярко, никто не спорит. Хорошо организованные, с красивыми растяжками, барабанами, многочисленные. Только вот дата и формат выбраны неудачно.

О какой солидарности участников может идти речь, когда «черный блок» перекрикивает выступающих на митинге ликвидаторов лозунгами: «Выше, выше черный флаг, государство — главный враг!», задирается со «свядомыми», выкрикивая в их адрес: «Фашисты!». Они демонстративно отрицают все белорусское. В колонне анархистов виднелись только черно-красные и черно-зеленые флаги — ни одного национального! Хотя там был еще один флаг — представителей секс-меньшинств.

— Анархисты полагают, что одна из причин критики в их адрес — ваше сочувствие неофашистам…

— Нужно учить матчасть: понимать разницу между терминами «национализм», «нацизм», «фашизм». А еще логику. Да, я знакома со многими ультраправыми, как и со многими левыми, программистами и любителями хомячков. По логике анархистов, если активист попадает в опорку и имеет там контакт с милиционерами, это причина обвинять его в поддержке госидеологии!

— Черный флаг в вашей эмблеме заимствован у анархистов?

— Выдвигающим такие предположения следует посетить окулиста, если они не видят на нем четырех белых букв шрифтом stensil. Вопрос об использовании того или иного цвета наивен. По этой логике, следует обвинять национал-социалистов в краже флага у красных.

— Кого вы имеете в виду под их «талантливыми кураторами»?

— Разговор идет не о спецслужбах. Хотя при определенных условиях такой вариант возможен для оттягивания части потенциальных активистов оппозиции, имеющих радикальные взгляды. Я говорю о людях, которые хотят получить некоторые дивиденды от активности анархистов. Интересный момент — присутствие анархистов на донорских конференциях.

— Анархисты согласились быть скорее «клоунами, чем дрессированными собачками в опповском цирке»

— Меня смущают такие глубокие познания анархистов в работе института цирка. Собачки, клоуны, дрессура… Не из личного опыта ли?

— Вы разделяете негативное отношение к перспективе строительства АЭС?

— Мы считаем, что строительство АЭС не тупик, а возможность вырваться из тупика. После смены власти в нашей стране Россия перекроет поставки дешевого газ и нефти. Долго на потенциальных дотациях Запада мы не проживем. Альтернативные источники энергии, о которых кричат анархисты, не решат и десятой части проблем. Другое дело, что мы категорически против строительства АЭС под протекцией нынешней власти.

— Считается, что маргинальные группировки, которые не могут выйти на более широкий простор, ищут себе противника по зубам. Не в этом ли причина конфликтов?

— Речь идет скорее о разнице принципов. «Молодой фронт» пропагандирует консервативно-христианские ценности, соответственно, не приемлет практики нетрадиционной сексуальной ориентации. Мои единомышленники представляют собой патриотическое движение, анархисты же выступают против любой «системы».

Увеличение количества анархистов в Беларуси лично я считаю негативным моментом. От безысходности, общего застоя, низкой эффективности работы оппозиции молодые люди тянутся к тем группам, которые предлагают легкое решение проблем: отрицание всего и вся, т.н. тотальную свободу. Не буду говорить о том, что «красные» выступают за легализацию наркотиков, мультикультурализм, свободную любовь и пр. Как националистка, я не могу принять такой идеологии.

— Означают ли эти стычки, что толерантность белорусов — это идеологический миф?

— Я не считаю наш народ толерантным. Скорее у него повышенный уровень личной безопасности. Жить по принципу «лучше плохо, но тихо» — это и есть то самое белорусское болото. Истина рождается в споре, а не в маниакальном желании компромисса. Конкуренция в молодежной среде заставляет быстрее думать и действовать, чтобы выйти в лидеры. Молодежь, в отличие от партийцев, более гибкая и всегда может договориться. Ярким примером является палаточный городок. Все основные фигуры сегодняшних молодежных структур вышли из двух традиций — «Зубра» и «Молодого фронта». Все друг друга знают, вместе бегали от ментов. Как старым друзьям не договориться за стаканом минералки?

— Почему бы молодежным активистам не объединить усилия?

— Мы всегда открыты для сотрудничества с людьми, которые работают на демократические перемены в Беларуси. Если анархисты — именно такие люди, пусть связываются, мы с удовольствием обсудим общие действия. Но что-то мне подсказывает: демократия им не очень-то нужна.

СПРАВКА «БелГазеты». Татьяна Еловая, 23 года, минчанка. В активной оппозиции с 2000г., с 2001г. — активистка «Зубра». Одна из организаторов палаточного городка в марте 2006г. Более сотни задержаний, семь раз отбывала «сутки» в спецприемнике на Окрестина. С осени 2006г. большую часть времени проводит на территории Литвы. Студентка программы «Социальная и политическая философия» ЕГУ.


Игорь: «В РОЛИ КЛОУНОВ НЕТ НИЧЕГО ПОСТЫДНОГО»

— Как вы оцениваете «Чарнобыльскi шлях-2008»?

— На мой взгляд, для оппозиции это был очевидный провал. Если же говорить об анархистах, то на фоне серого поведения других участников и организаций мы выделялись организованностью, сплоченностью, актуальными лозунгами: «Нет АЭС!», «Против ядерных отходов, не хотим детей-уродов!» и др. Было много баннеров: «Нет — второму Чернобылю», «Атом мирным не бывает», «Атомная энергия — это тупик». Был небольшой оркестрик из нескольких барабанов.

— В чем причины провала шляха для оппозиции?

— Не было подготовительной работы. Не знаю, конфисковали ли их наклейки и листовки или они просто распилили гранты. Очевидно, их устраивает нынешнее положение вещей, выходов на проезжую часть они страшно боятся. Отчетность мероприятия бросается в глаза. Им неясно, что делать со шляхом: хочешь не хочешь, а организовывать придется, но с наименьшим резонансом.

Один из организаторов, Игорь Рынкевич, подошел к нам у Академии и предупредил, чтобы не было конфликтов, драк и провокаций. Мы ответили: если будут присутствовать неофашистские организации вроде «Белой Воли», мы не несем ответственности за возможные столкновения. К счастью, они не пришли.

— Вас обвиняют в том, что вы превратили траурное мероприятие в фарс…

— У нас разное понимание целей и задач шляха. Для нас «БУНТ» и подобные организации, по большому счету, противники. Змагарка (Татьяна Еловая. — Ред.) испытывает некую личную неприязнь к анархистам, открыто об этом говорит. Есть мнение, что она раньше тусовалась с неофашистами, которые к анархизму никакой приязни не испытывают. Она ярая националистка, а анархисты — против государства. Вероятно, для нее патриотизм выражается не в любви к своей земле, а в любви к госинститутам. Наши цели абсолютно разные: у них — приход ко власти, у нас — создание другого, свободного общества.

Обвинение в клоунаде нелепо. «Чарнобыльскiя шляхi» 90-х, когда оппозиция еще что-то из себя представляла, нельзя было назвать траурными маршами. Вспомните 1996г. с драками, милицией, перевернутыми машинами!

— На предыдущих мероприятиях анархистам предъявляли претензии другие политические структуры?

— Были претензии после «Социального марша», где произошла драка не по нашей вине: на нас накинулись. До этого особых претензий не было. Если оппозиция продолжит загнивать, а мы — выходить на новый уровень, количество претензий будет увеличиваться.

«Социальный марш» был организован белорусскими псевдокоммунистами, которые спокойно шли рядом с неофашистами, что странно. Неофашисты не должны маршировать по улицам Минска и салютовать, как при Гитлере. Это вина организаторов: Калякин никак не среагировал на предупреждения.

— Роль клоунов кажется вам привлекательной?

— По сравнению с дрессированными собачками — да. Они забывают: цирк под названием «оппозиционная политика» организовали не анархисты. Если уж мы как-то участвуем в их балаганчике, то как отдельная сила, пусть даже как клоуны. Кстати, в Западной Европе есть организация «Армия клоунов-бунтарей», участвующая в анархистских мероприятиях. Они копируют милицию и ОМОН, получается очень смешно.

— Считаете другие неформальные молодежные организации подверженными дрессуре?

— Судя по их акциям, иногда они больше напоминают клоунов: запускать шарики в каком-то непонятном дворе с какими-то чудовищными фотографиями… Как писала Змагарка, за ночь их активисты оклеили весь Брест со скоростью одно граффити за 4 минуты…

— Считая оппозицию противником, вы используете ее акции в качестве собственной трибуны…

— Это не так. Мы проводим свои акции, просто это не вызывает такого резонанса, как «Чарнобыльскi шлях»: первомайская акция, пикеты у российского посольства, раздача листовок… В мероприятиях, где у нас есть общие цели с оппозицией, мы участвовали и будем участвовать, хотя и отдельной колонной.

— Почему бы вам не согласовать свои действия и избежать взаимной травли?

— Не вижу поводов объединяться с подобными движениями. С организациями, выступающими против строительства АЭС, мы можем протестовать совместно, но это просто тактическое мероприятие. Они скорее объединятся с БРСМ, чем с анархистами.

— Как вы оцениваете нервную реакцию правых на ЛГБТ-флаг или заявление Дмитрия Дашкевича о том, что «Молодой фронт» скорее объединится с БРСМ, чем с геями?

— Такие высказывания — в духе религиозных фанатиков. С одной стороны, они кричат «Беларусь — в Европу!», с другой — не могут принять общеевропейские ценности. Практически уже везде в Европе разрешены однополые браки и даже усыновление детей однополыми семьями.

Такие понятия, как «свобода», «Европа» и «права человека», для них просто красивые слова, как и для действующего режима. Посмотреть хотя бы на их отношение к анархистами или НБП, когда они пишут в Интернете: вас надо выслать в Россию, вы враги нации! О каком демократическом будущем Беларуси можно говорить с такой оппозицией?!

— Активисты правых «молодежек» утверждают, что не против участия в акциях «хоть анархистов, хоть геев, хоть жидомасонов», но они не должны «вести себя как скотобаза»

— Не знаю, что они понимают под скотобазой. Наверное, хотят, чтобы анархисты не выделялись, а геи молча ходили без своих флагов. Но на европейских демонстрациях не бывает, чтобы все шли в одной колонне и под одним флагом.

— Вы обвиняли «бунтарей» в плагиате?

— На мой взгляд, их символика очевидно анархистская. С начала ХХ в. или даже раньше черный флаг ассоциируется с анархистами. И громкое название «БУНТ» нельзя назвать правоконсервативным. У нас нет монополии на черный флаг, но это показывает вторичность их организации.

— Как ваша установка на уничтожение государства согласуется с постоянным требованием от этого государства льгот?

— Государство с льготами лучше, чем государство без льгот. Это общая цель — отмена государства. А промежуточная — показать людям, что мы вместе с ними страдаем от отмены льгот. Мы пытаемся продемонстрировать антисоциальную сущность государства: его подачки никогда не падают с неба. Тот же 8-часовой рабочий день был добыт кровью. 1 мая не просто праздник труда, это память о требовавших 8-часового рабочего дня анархистах, которых повесили в Чикаго. То, что мы против государства, не означает, что нам не нужны льготные проездные или 5-дневная рабочая неделя (хоть мы и против наемного труда).

— Насколько характерна толерантность для менталитета белорусов?

— История Беларуси демонстрирует, что можно сосуществовать, никаких особых погромов у нас не было и сейчас нет. Белорусы — более или менее толерантная нация. У нас нет такого отношения к инаковости, как в России, где антифашиста убивают просто за то, что он антифашист. Это же касается неформалов или людей с другим цветом кожи.

— Какие молодежные группировки Беларуси кажутся вам перспективными?

— БРСМ, куда еще не всех загнали, еще может расти и расти. Что касается остальных, то сомневаюсь в их способностях. Если оппозиция придет к власти, они останутся без кормушки: это организации, которые существуют, пока протестуют против Лукашенко. Останутся только те, которые все равно будут против власти: анархисты, НБП и профашистские организации.

— Белорусские анархисты часто обсуждают тему фашизма и неофашизма…

— Я бы не сказал, что анархисты зациклены на фашизме, наш главный враг — капитал. Фашизм не имеет особых перспектив в белорусском обществе, его используют правые круги, чтобы оттянуть внимание от левого движения.

СПРАВКА «БелГазеты». Игорь родился в 1984г. в Минске. Окончил факультет управления и социальных технологий БГУ. Экономист.

Развернутую критику анархистов на высказывания корреспондентки, «оппонента» и на сам тон статьи можно прочитать здесь: http://belarus.indymedia.org/13044

3 коммента

  1. Амбец, от Еловой такого не ожидал…
    Как человек со стороны могу сказать, что при всех недочетах и минусах, анархисты на данный момент в Беларуси — наиболее прогрессивная сила. Националисты уже не могут сделать ничего, по сути, вся их активность — это коллективный фантазм, по сути, удовлетворяющийся настоящим положением дел. Если та же Змагарка встретится с реалиями капитала, то ей придется или значительно «полеветь», или превратиться в то, против чего она так борется — это же касается и всех ее со-товарищей. Обидно — они ведь толковые люди, вроде бы…

  2. Читал до этого в самой БелГазете. Не знаю о какой формулировки вы говорили(БелГазета всегда радовала своим подходом к изложении информации ). Игорь ответил на эти действительно смешные упрёки весьма дерзко, но правильно! Так держать!!!

  3. Ндамс… Говорит Игорь складно, да только веет какими-то штампами. Похоже на сильное желание верить во что-то новое и хорошее, но, видимо, тяжело отойти от многих стереотипов, поэтому выходит порой несуразная смесь разных идей и понятий…
    P.S.: Это не критика анархистов, а мнение про данное интервью, поэтому не надо сразу зачислять меня в фашисты или в какие-либо ненавистные вам организации…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *