Хотелось бы рассказать поподробней об условиях содержания наших товарищей и развеять некоторые мифы о колониях и тюрьмах, бытующих среди людей, никогда там не бывавших.
Тюрьма и колония
Итак, начнем с понятий «тюрьма» и «колония» – это не одно и то же. Тюрьма – это закрытое исправительное учреждение с камерной системой содержания; что-то похожее на СИЗО, но с более строгим режимом содержания. Заключенным запрещено покидать камеры, за исключением ежедневных коротких прогулок. В тюрьмах не работают, сидят по 4-10 человек в камере, почти во всех камерах есть телевизор, часто ДВД. По постановлению начальника тюрьмы и с согласия прокурора заключенных могут переводить в одиночные камеры. В тюрьму обычно попадают совершившие особо тяжкие преступления, рецидивисты и те, кто нарушал режим содержания в колонии.
Колония – это более открытое исправительное учреждение, где заключенные расформированы по отрядам и секторам, куда входит несколько смежных отрядов, подобно армейской системе. Непосредственное «место жительства» в колонии называется кубрик – это тоже своего рода камера, но помещение больше похоже на больничную палату – стены оклеены обоями, на окнах нет глухих решеток, висят шторы. За каждым отрядом закреплен дворик на открытом воздухе – «локалка», где можно гулять, общаться, курить. Можно ходить в гости к заключенным из других отрядов по заявительной системе. Заключенные привлекаются к труду и каждый день посещают «промку» – производственный отсек колонии. В колонии есть ДК, спортивные площадки.
Режим
Еще одно важное различие составляет режим содержания: общий, усиленный, строгий и особый – в колониях, общий и строгий – в тюрьмах. Заключенные с общим и усиленным режимом могут содержаться вместе, заключенные со строгим режимом обычно отбывают наказание в специальных колониях строгого режима.
Общий и усиленный режим отличается только количеством положенных свиданий, передач, суммой, разрешенной для закупки предметов первой необходимости («отоварки»), а также сроками предоставления возможности замены наказания более мягким или условно-досрочного освобождения (УДО).
Николай Дедок сидит на общем режиме и имеет право на 4 передачи или посылки, 2 бандероли, 3 длительных (до 3 суток) и 3 краткосрочных (до 4 часов) свидания с родственниками, 1 вещевую бандероль, 2 книжные бандероли и неограниченное количество медицинских бандеролей в год. Также для общего режима положено тратить не более 210 000 рублей в месяц на отоварку, но за нарушения режима Николай сейчас имеет право отовариваться только на 35 000 в месяц.
Остальные ребята (Игорь Олиневич, Александр Францкевич, Артем Прокопенко, Павел Сыромолотов) отбывают наказание в уловиях усиленного режима и имеют право на 3 передачи и посылки, 2 длительных, 3 краткосрочных свидания, 1 вещевую передачу, 2 книжные и неограниченное количество медицинских бандеролей в год.
Сумма отоварки – до 175 000 рублей в месяц, однако для Игоря Олиневича она установлена в размере 70 000, т.к. он должен возместить ущерб в размере около 100 000 000 рублей з сожженую посольскую машину. Таким образом администрация колонии пытается мотивировать родственников осужденных выплачивать иск взамен на восстановление законных прав заключенных.
Евгений Васькович, который был переведен в Тюрьму №4 г. Могилева за многочисленные нарушения режима на 3 года, содержится на общем режиме и имеет право на 2 краткосрочных свидания, 1 посылку или передачу и 2 бандероли, ежедневную прогулку до 1.5 часов и может тратить на отоварку до 70 000 рублей.
Работа, учеба
Как уже упоминалось выше, заключенные привлекаются к труду. В колониях налажено производство различной направленности – от пошива спецодежды до производства качественной мебели. Мы перечислим только производство в ИК, где сидят и работают наши товарищи.
№10 г. Новополоцк (Игорь Олиневич) — деревообработка, мыло хозяйственное, полиэтилен, гвозди.
№15 пос. Вейно Могилевской обл. (Николай Дедок) — металлообработка и немного деревообработка.
№17 пос. Молодежный Шкловского р-на (Павел Сыромолотов) — швейное и обувное производство, деревообработка (срубы).
№19 Могилевская обл. (Артем Прокопенко) — деревообработка, гвозди, цепи.
№22 п. Волчьи Норы Ивацевичского р-на (Александр Францкевич) — деревообработка.
Тюрьма №4 Могилев (Евгений Васькович) – несколько камер шьют шапки, остальные не работают.
Получают заключенные обычно по 7-15 тысяч в месяц после вычета расходов на содержание. Отработанное время учитывается в трудовой стаж.
Заключенным также может быть предоставлено право получить рабочую специальность в ИК, т.е. закончить ПТУ на базе колонии. Николай Дедок и Игорь Олиневич подавали документы на обучение, однако по различным причинам им был отказано.
Замена наказания, УДО
По закону любому заключенному предоставляется возможность освободиться досрочно или уйти на замену неотбытой части наказания более мягким. Замена наказания – это фактически перевод заключенного на другие условия отбывания наказания либо в рамках одной колонии или тюрьмы (со строгого на усиленный, с усиленного на общий), либо – лишение свободы заменяется ограничением свободы с направлением в исправительные учреждения («химия») и без направления («домашняя химия»), исправительными работами и т.д.
Основанием для замены наказания является то, что осужденный твердо встал на путь исправления, а условием замены – то, что им фактически отбыта определенная часть наказания. В колонии общего режима для представления на замену необходимо отбыть 1/3 часть накания, в колонии усиленного режима – 1/2. Например, у Николая Дедка и Александра Францкевича срок замены подходит уже 3 марта 2012 г., у Сыромолотова, Васьковича и Прокопенко – 17 июля 2014 г., у Игоря Олиневича – 29 ноября 2014 г. Однако, чтобы быть охарактеризованным как «твердо вставший на путь исправления», нужно дать обязательство о правопослушном поведении, добросовестно относиться к труду, учебе, выполнять работы по самообслуживанию, не иметь взысканий в течение 6 месяцев, участие в работе самодеятельных организаций и др. На данный момент у нас нет сведений о том, что кто-то из наших товарищей был охарактеризован как вставший на путь исправления.
Для условно-досрочного освобожения нужно иметь все вышеперечисленные свойства, плюс отбыть 1/2 срок на общем режиме и 2/3 срока на усиленном режиме. При УДО заключенного освобождают, но он находится под надзором местного органа внутренних дел до конца срока. Срок УДО Францкевича – 3 сентября 2012 г., Дедка – 3 декабря 2012 г., Сыромолотова, Васьковича, Прокопенко – 17 сентября 2015 г., Олиневича – 29 марта 2016 г. Представляет у УДО администрация колонии и комиссия, принимая во внимание поведение осужденного, решает, можно ли ему становиться полноправлным членом общества. Хочется отметить, что очень мало заключенных освобождаются по УДО, особенно в ИК-15 и ИК-10; более того, комиссия однозначно будет действовать по приказу сверху.
Амнистия
Раз в несколько лет выходит закон об амнистии. По нему многие заключенные попадают под уменьшение срока заключения на 1 год. Однако, амнистия никогда не затрагивает осужденных по ст. 218.3 (Олиневич, Сыромолотов, Васькович, Прокопенко). Последняя амнистия была в 2010 г.