Доклад активиста МСА на международном анархическом слете в Сент-Имье, август 2012 г

С 8-го по 12-ое августа сего года, в небольшом городке Сент-Имье, находящегося в потрясающе живописном местечке Швейцарии, в пятидесяти с лишним километров от Берна, проходил международный анархический слет, организованный ИФА – Интернационалом Федераций Анархистов. Впрочем, в нем приняли участие не только члены Интернационала, но и многие другие либертарии,  буквально со всех материков планеты, за исключением, конечно, Антарктиды. Были, в том числе, и анархисты из Чили, Бразилии, Зимбабве, ЮАР, Японии и многих других стран – что наглядно демонстрирует, анархизм – действительно общечеловеческая идея. Скажем даже больше, это – мечта и цель множества людей со всего мира – темнокожих и светлокожих, мужчин и женщин, очень молодых и довольно пожилых. Да, необходимо отметить, несмотря на то, что большая часть участников слета – была молодежью, но было также очень много людей среднего и старшего возраста – вплоть до восьмидесятилетних борцов за свободу и равенство.

 

Со стран СНГ людей было, увы, немного – несколько белорусов и один заключенный житель Российской Федерации – он же делегат от МСА. Всего, в свою очередь, съезд посетило около трех тысяч анархистов – при чем, в самом Сент-Имье проживает около пяти тысяч человек.

Собственно место съезда было выбрано не случайно и даже не благодаря его красоте – именно в Сент-Имье, ровно 140 лет назад, проходил съезд Первого Интернационала – который породил международное анархическое движение. Именно здесь гремели как гром речи одного из первых пророков неистовой и всеобщей свободы – интернационалиста Михаила Бакунина, здесь же вели свою борьбу и другие великие анархисты и соратники отставного артиллериста – Джеймс Гийом и Адемар Швицгебель.

Недавно прошедший съезд ярко демонстрирует – анархизм не умер за прошедшие 140 лет, он жив, Наша идея, как и любая другая, периодически переживает кризисы – но она развивается. Подтверждением этого служит тот факт, что на этот раз в Сент-Имье присутствовали товарищи не только из Европы – но со всех уголков мира.

Надо отдать должное организаторам – они провели действительно грандиозное мероприятие (последний подобный съезд, между прочим, был только около ста лет назад). Все участники были обеспечены жильем – было организованно три лагеря, а также предоставлялось небольшое общежитие в домике для туристов. Собственно и программа съезда была насыщенной – проводились концерты музыкальных протестных исполнителей – рок и авторская песня; были организованы выставки и киносеансы – соответственно анархической тематики; также была крупнейшая анархо-книжная ярмарка. Ну и естественно – во все время съезда проводились различные конференции, конгрессы и круглые столы, причем – всего было задействовано 8 площадок для проведения анархистских дискуссий по всему городу. Из них только лишь одно принадлежало анархо-сообществу – культурный центр «Espace noir» — фр. «Черное пространство» — к слову сказать, это здание также имеет либертарную историю —  здесь находилась мастерская часовщиков, активно участвовавших в анархической борьбе. Все остальные помещения – в том числе – городской музей, концертный зал и многие другие муниципальных учреждения – были арендованы организаторами. Стоит отметить – что местные жители очень хорошо относились собственно к съезду и к его участникам, впрочем – мы тоже вели себя корректно по отношению к ним. Да, за все время я только два раза видел полицейских – не Россия, что и говорить…

Кроме того, на дискуссиях присутствовали и переводчики – на испанский, английский, французский, немецкий языки. При этом – чаще всего использовался именно французский язык, собственно – и Сент-Имье находится во франкофонских землях.

Так как, в одно время, но в разных местах проходило сразу несколько дискуссий – было физически невозможно посетить каждую, но я постарался выбрать наиболее важные и интересные.

Среди них хотелось бы подробнее рассказать о следующих.

Одна из самых первых дискуссий – утром 8-го августа – круглый стол «Анархизм и политические инновации» — оказался едва ли не самым громким на предмет споров. (Да, несмотря на потрясающе теплую и братскую атмосферу во время слета – идеологические споры бывали очень даже жаркими).

Так выступающий – один из представителей французской Федерации Анархистов – говорил об определенном кризисе анархизма, о том, что его необходимо модернизировать – «Нам нужен новый анархизм!». Более того, товарищ предлагал рассматривать анархию как «проект» — отдаленный во времени, а текущую деятельность, фактически свести к…реформизму – «свобода сегодня, революция – завтра!».

В свою очередь, прении – оказались очень жаркими, в особенности итальянцы жестко оспорили эти тезисы – «Мы, анархисты – революционеры! И мы не приемлем никого реформизма!» — с жаром заявляла итальянская анархистка. Другие товарищи с Аппенинского полуострова выражали свое мнение еще более вспыльчиво – кое-кто даже покинул дискуссионный зал.

Однако отмечу – что на следующий день, на другой конференции – прошлый докладчик принес свои извинения всем участникам слета за инцидент, между некоторыми членами федераций анархистов Италии и Франции – «Анархисты всегда должны уважать друг друга!». На чем конфликт и был исчерпан.

Вообще – это были одни из главнейших тем, вокруг которого шли основные споры и идеологические поиски – полуреформистская легальная и открытая борьба (может быть даже насильственная) с государством, кризис анархизма – в сущности, старый русский вопрос – «что делать?». Иными словами: как сейчас, в настоящий момент, приближать социальную революцию – наступление анархического общества.

В этом ключе необходимо также отметить очень интересную конференцию на тему «Ни инсуррекционалист (инсургент, повстанец – т. е. лицо, ведущее вооруженную борьбу с государством и капитализмом), ни реформист: анархист» — рассматривались две соответственные крайности анархической борьбы. Вся сложность обуславливается тем, что социальная революция – это будущее, мы это прекрасно понимаем – наша актуальная работа заключается в её приближении, в создании необходимой почвы для неё. Да, и, пожалуй – если мы сегодня начнем потрошить буржуев – мы её не приблизим, и это не только мое мнение – но и мнение многих других анархистов. С другой стороны, что лично у меня вызывает тревогу, в определенный момент вызывало тревогу даже в Сент-Имье – это опасность скатиться в реформизм. Да, пускай мы и не боевики – но мы революционеры; мы, анархисты, боремся не за «гражданское общество» (как некоторые т. н. «анархисты» в России) – мы боремся за качественное скачкообразное изменение в социальной, политической, экономической и духовной жизни – т. е. за Революцию – и не в отдельно взятой стране, но именно общемировую.

В Швейцарии я это почувствовал – мы словно мотыльки, летящие на свет – к свободному обществу – но закрытее от него прозрачным, но очень прочным колпаком. Мы стремимся к нашему солнцу и бьемся о колпак уже больше сотни лет – о, сколько жизней уже было разбито! Но нельзя отчаиваться. Мы должны все так же стремиться. Искать лазы, пытаться пробить брешь – и преодолеть этот колпак – объективную реальность нам данную. Главное – не отступать от наших принципов: свобода, равенство, братство и бескомпромиссная революционность.

Я убежден, нам не нужен «новый анархизм» — нам нужен «старый», но вечно молодой анархизм – тот, что был на знаменах Парижской коммуны, Гуляй-Поля, Каталонии и Арагона. Но это и не догматизм – нам необходима верность основополагающим принципам – тому, что определяет нас как анархистов, а «инновации» — нужны даже не в методах, а конкретных инструментах борьбы – то, чем мы можем приближать социальную революция здесь и сейчас – где бы каждый из нас не вел борьбу – на ближнем Востоке или в Восточной Европе, в Южной Африке или в Северной Америке.

В этой связи стоит выделить круглый стол «Делать анархию сейчас» и конференцию «Центры общественного самоуправления» — где рассматривались подобные вопросы. Это очень важно – пытаться развивать самоорганизацию и прямую демократию сегодня – когда мы живем в обществе, находящегося под диктатом государства и капитала; лично, на мой взгляд – главная цель подобной работы заключена именно в попытке изменения сознания людей – это и есть подготовка к социальной революции – попытаться помочь людям, если не жить, но хотя бы думать свободно. И в этом могут помочь модели прямой демократии и неформальное рабочее самоуправление – синдикаты (не путать с бюрократическими профсоюзами). Это и есть те самые «инновационные» инструменты – которые пусть еще и не являются социальной революцией как таковой, но минимум – готовят почву для неё. Всем этим, к слову, занимается МСА, о чем я и упомянул в докладе. Впрочем – об этом будет чуть ниже.

Из дискуссии о «Центрах общественного самоуправления» также стоит отметить «Espace noire» — о нем уже упоминалось выше – оказывается это не сквот, а фактически коммерческое предприятие – они платят налоги, к примеру. В тоже время – «Черное пространство» функционирует не только во время съездов – и в другое время там организовываются выставки и концерты, на первом этаже есть бар (с анархистским флагом!), а также оно является общежитием (естественно – бесплатным) для анархистов – в том числе путешествующих по Швейцарии.

Также один из интереснейших круглых столов был посвящен «новым территориям анархизма» — среди докладчиков которого были анархисты, в том числе, из ЮАР и Бразилии. Естественно, в данных странах не слишком-то сильны либертарные традиции – но, тем не менее, товарищи пытаются вести борьбу. Есть множество сложностей – в первую очередь со стороны государственных органов, но при этом – есть и позитивные черты: так анархист из Южной Африки говорил, что, несмотря на отсутствие представления об анархизме у его народа, преимущественно – у них, зато, очень развиты коллективизм и солидарность.  Что только лишь подчеркивает – анархизм –  это всечеловеческая идея; пускай далеко не все еще знают об этой идеи – каждый народ имеет представление о свободе и братстве – взять даже, к примеру, сказания о Золотом веке – которые есть у всех народов мира – это же ведь анархо-коммунистическое общество! Общество без власти и принуждения, где все равны и свободны, где правит справедливость и любовь.  Ведь значит где-то в тайниках душ Человеческих – притаилась мечта об обществе, за которое мы боремся; быть может, стремление к этой цели – в самой природе Человека? А суть исторического развития Человечества – именно в достижении Золотого века?

Также, лично на мой взгляд, говоря о «территориях анархизма», необходимо обратить особое внимание на…БРЮКИ. Т. е. на Бразилию, Россию, ЮАР, Китай и Индию – страны с переходной экономикой, имеющих пока еще не высокий уровень жизнь (хотя Россия, среди прочих в «брюках», имеет относительно высокий уровень жизнь, относительно!) – но их экономики развиваются очень высокими темпами. В первую очередь это, конечно, относится к  Индии и Китаю. Очевидно, что данные страны находятся на перепутье – они пока еще имеет  невысокий уровень свобод, но должны двигаться либо в сторону либерализации – либо, напротив, к их еще большему их уменьшению – в сторону фашизации, как Россия. Движение это неминуемо, т.к. развитие экономики определяет развитие общества – новорожденный средний класс не может не потребовать, помимо экономических – еще и свобод политических; и он либо их получает – и наступает буржуазная демократия, либо – лишь верхняя прослойка среднего класса получает – даже не права – а политические привилегии и, вместе с истеблишментом, нещадно эксплуатирует все оставшееся общество – т. е. происходит становление фашистского государства.

Но всегда есть третий путь. Мы, анархисты,  видим субъектом политических изменений именно рабочий класс. В Европе очень сильное и анархистское и рабочее движение вообще; да, у них есть сильное и протестное движение – но я убежден, мировая революция не начнется в Европе – слишком комфортные условия жизни, нет слишком острых классовых противоречий – как в тех же «брюках». Европа – это заряд, но фитиль сможет вспыхнуть только в странах с очень трудными условиями жизни, низким уровнем свобод и чрезвычайно сильным социальным разрывом. Проблема заключается лишь в том, что мы, страны именно с такими социально-экономическими условиями – не имеем мощного ни анархического, ни рабочего движений.

Что это значит?

Только то, что нам надо лишь больше работать!

Кроме того, необходимо отметить и конгрессы ИФА – причем в отведенном ему помещении Интернационал постоянно проводил конференции, на протяжении всего слета – обсуждались внутренние проблемы организации, а также предоставлялась возможность выступить товарищам с других организаций со своими докладами. К слову сказать, Интернационал оказался довольно крупной организацией, объединяющей анархистов почти по всей Европе – в одной только итальянской федерации около двух тысяч человек.

Именно на одном из конгрессов ИФА мне и удалось прочитать небольшой доклад о Нашей организации – пускай Мы и не столь крупная организация, как Интернационал (ну, он и был создан еще в 1968 г.), зато Нам также есть, что рассказать международному анархическому сообществу – о Наших идейных принципах, о Нашей работе, которую мы ведем на пространстве между Испанией и Россией, а также между Швецией и Ближним Востоком, кроме того о Нашем желании взаимодействовать с анархистами по всему миру – потому что только путем совместных усилий Мы сможем достичь Нашего свободного будущего.

В целом, можно указать – речь была воспринята довольно хорошо.

Конечно, нельзя не упомянуть и о заключительной конференции слета. Да, ничего нового там не было сказано — и это замечательно! Мы, анархисты, остаемся на своем – уничтожение государства и частной собственности, элиминирование любой дискриминации – по расовому или половому признаку,  бескомпромиссная и революционная борьба за общество гармонической свободы каждого индивидуума.

Да, еще раз повторюсь – нам не нужные «новые анархизмы» — в эпоху постмодерна стало очень модно все смешивать, будто и социальные идеи – лишь ингредиенты коктейля. Так некоторые наши товарищи пытаются приравнивать социальный анархизм к левому коммунизму, другие – увлекаются либеральными идейками, а откровенные провокаторы – примешивают к Нашей великой идеи банальный национализм. Нам необходимо отбросить всю эту лишнюю и мешающую нам мишуру. Не стоит забывать, что анархизм – ни «правый» и ни «левый» — это вообще не политическая идея – ибо «вся наша политика заключается в уничтожении господства и политики, как её необходимого инструмента», как писал еще Бакунин. И поэтому любые государственники справа и слева – наши одинаково непримиримые враги: и марксисты, и националисты, и буржуазные демократы. Анархизм – это мировоззрение, выражающее древнюю мечту Человечества о счастливом, свободном и справедливом обществе – и она находит свой источник в сердцах людей, а не в схемах и умозаключениях теоретиков, безнадежно оторванных от реальности. Если марксизм – механистическое учение, то анархизм – это творчество. Именно поэтому анархизм – действительно живой дух, именно поэтому анархия – возможна! Ибо и сама Природа – имеет творческую душу.

Съезд вышел довольно продуктивным – анархисты всей Земли обменивались мыслями, идеями и контактами – что развивает столь важное глобальное либертарное взаимодействие. И МСА в частности  – слет также принес пользу:

  • Были налажены контакты с товарищами из Восточной Европы –  с такими странами как Словения, Хорватия, Сербия, Македония и Румыния.
  • Международный Союз Анархистов был презентован на одной из конференций – причем были упомянуты все страновые секции.
  • Укрепилось взаимодействие с Интернационалом Федераций Анархистов. Представители ИФА с большим интересом прослушали доклад об МСА,  выразили свою радость тем, что слет посетил активист Нашей организации, а также заявили о своем желании и дальше сотрудничать вместе с Нами.

В заключение хотелось бы рассказать об уникальной братской атмосфере слета. Ведь это тоже показатель – огромное количество людей с разных концов земного шара, большей частью – довольно молодых, и при этом – не было ни одно межличностного конфликта; всюду царило взаимоуважение и настоящее интернациональное товарищество. Но ведь и власти не было никакой – а функционировали кемпинги и общежития. Мы все вместе готовили еду и убирали жилища  — и никто никого ни к чему не принуждал, скорее напротив,  труд здесь был удовольствием –  потому, что он был свободным. Да, еще отмечу, что я оставлял сумку с ноутбуком в концертном зале (там был кошерный Wi-Fi) – бывало более чем на три часа, естественно – ничего не пропало.

Именно в Сент-Имье действительно понимаешь – анархия возможна…

Да она там, пожалуй, и была – примерно так анархическое общество и будет выглядеть – как праздник, который всегда с тобой.

ФОТООТЧЕТ ЗДЕСЬ

Овод

Сент-Имье – Цюрих – Москва – Волгоград

Август 2012 г

Источник.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *