Мнение: революционный анархизм и антиглобалисткое движение

_jl6irlc4CwОтчасти неплохой материал и аналитика которой стоит уделить внимание. Но мнение коллектива РД может отличатся и не совпадать полностью с мнением авторов данной заметки.

Рио-де-Жанейро, Йоханнесбург, Прага, Стамбул, Нью-Йорк, Дублин – анархисты находятся в самой гуще протестов и акций солидарности,  демонстрируя незаурядные организаторские способности и выделяясь ростом доверия и популярности в массах.

В буржуазных СМИ анархисты получили огласку,  невиданную с 60х годов, что, на удивление, было также связано и с нашей ролью в новом антиглобалистком движении. В «The New York Times» продекламировали: анархизм – “идея, которая отказывается умирать”. Переплюнутые анархистами авторитарные левые внезапно возвели в необходимость написание обличающих и зачастую откровенно бесчестных работ против анархизма.

Как ни парадоксально, анархистское движение до сих пор имеет внутренние разногласия о подходе к антиглобализму.

Ориентир на движение

Хотя сторонники платформистской традиции и многие анархо-синдикалисты активно поддерживают новое движение, многие их товарищи, кажется, не горят энтузиазмом принимать более активное участие.  Некоторые, стоит признать, не беспочвенно обеспокоены присутствием в движении реформистских элементов и элементов среднего класса , в частности, неправительственных организаций. Другие указывают на нежданную поддержку антиглобализму со стороны ультраправых групп фашистов и исламских фундаменталистов, существуют и подозрения о лидирующих позициях правых профсоюзов.

Эти проблемы действительно актуальны, но не должны использоваться как причины, чтобы «отписаться» от антиглобалисткого движения. Оно имеет значение в развитии международного рабочего класса и несёт колоссальные возможности для анархизма на заре двадцать первого века. Ковать железо, пока горячо… это лучшая возможность на сегодняшний день для интеграции идей в рабочий класс, нельзя упускать возможность превращения анархизма в идею, движущую миллионами людей, в движение, которое сможет выкопать могилу капитализму.

Антикапитализм, не просто антиглобализм

В рамках антиглобализма мы должны вступать вне сомнений как антикапиталисты. Термин антиглобализация сам по себе является размытым и зачастую перед сопротивлением капитализму предстают всевозможные ловушки.

Многие аспекты глобализации, а именно создание более интегрированной мировой экономической, политической и социальной системы, должны приветствоваться анархистами. Устранение замкнутости национальных культур, развитие международных контактов, осознание статуса «гражданин мира», осведомлённость и обеспокоенность о событиях во всем мире представляют собой позитивные аспекты.

Мы не должны ровняться на тех, кто под лозунгами «суверенитета» и «гражданства» взывают к принудительности национальной культуры, национальных блюд, закрытию границ для «инородных» влияний и т.п. Подобная точка зрения, даже под маской анти-империализма, подразумевает ту же ксенофобию и поддержку государства.

Мы должны поддерживать возможность развития международной космополитической культуры, глобализации труда и рабочего движения. Мы должны резко выступить против религиозных фундаменталистов, националистов и фашистов и акцентировать внимание на том, что глобализация открывает людям новые идеи, идеи, бросающие вызов замшелой культурной практике и предрассудкам. Культура не статична. Она меняется, формируется через борьбу, и мы, анархисты, должны защищать только те элементы национальных культур, которые являются прогрессивными и оказывают поддержку рабочему классу.

Анархисты выступают против нео-либеральных, капиталистических аспектов глобализации, против нападок на уровень заработной платы, условия труда и благосостояния, ибо всё это больно бьёт по рабочему классу, всё это в интересах капиталистов. Эти проблемы уходят корнями в капитализм и его нынешний кризис рентабельности. Несмотря на ажиотаж вокруг «новой экономики» и «нового процветания», капитализм находится в кризисе примерно с 1973 года. Средние темпы роста на Западе в 1950-х годах было около 5% в год, в 1970-х, они упали на 2%, а к 1980 году этот показатель стремился ближе к 1%.

Итак, крупный бизнес пытается перестроиться для выживания и возобновления прибыли через реализацию программ нео-либерализма, что включает временную занятость, приватизацию, заключение контрактов с субподрядчиками, сокращение благосостояния, регрессивную налоговая реформу, дерегуляцию торговли и движения денежных потоков. Подобная политика применяется в интересах доминирующих единиц, представляющих капиталистический класс — гигантских транснациональных корпораций.

Вне и против государства

Капиталистическое государство далеко не жертва глобализации, как полагают некоторые (как правило, такое мнение исходит от приверженцев националистических, государственно-капиталистических, или реформистских точек зрения). Бытует мнение, что развитие крупных компаний и крупных многосторонних институтов, таких как МВФ и ВТО ведет к потере «суверенитета» якобы невинного государством, которое затем «вынуждено» приспособиться к новым реалиям глобализации.

Такого рода аргументы впоследствии имеют применение на политическом уровне, в частности, отводят внимание от роли национального государства в продвижении неолиберальной реструктуризации. Они также наталкивает на мысль о том, что национальное государство есть «наше» национальное государство, невинная жертва, и «мы» должны объединиться на его защиту от «чужеродной» глобализации. Анархисты же, напротив, признают,  что государство является одним из основных соавторов глобализации и её капиталистических черт.

МВФ, Всемирный банк и ВТО — организации , состоящие из государств-членов, как и ООН. Именно институт государства, который реализует неолиберальную политика, подрывает рабочий класс во всем мире. Именно государство позволяет гигантским корпорациям проводить операции в глобальном масштабе путем разоружения закрытых национальных экономик периода 1945 – 1973 года, которые свято верили: «то, что хорошо для Форда, хорошо для Америки».

Осуществление и соблюдение нео-либеральной перестройки на государственном уровне делает возможным для международных рынков труда, международного движения капитала, а также международных производственных цепочек появляться в громадных масштабах, имеющих место в наши дни.

Национальное государство лишь часть проблемы

Анархисты не согласны с такими людьми, как, к примеру, Ральф Надер, который утверждал, грубо говоря, «голосуй меня, и я смогу уберечь нашу демократию от крупных компаний», анархисты прекрасно знают, что государство само прислуживает таким компаниям. Это краеугольный камень между нами и сторонниками мнения, что государство является союзником труда и бедных в борьбе против капиталистической глобализации.

Таким образом, анархисты не могут согласиться с идеей антиглобалистской коалиции включающей как правых, так и левых, или с либеральным мифом, что сейчас мы перешли за грань между «правым» и «левым» (вспомните, когда во время протестов в Сиэтле либералы предоставили слово околофашисту Пэту Бьюкенену, но захныкали, когда анархисты атаковали Niketown).

Против национального протекционизма

Мы боремся против государства и вне его, пытаясь организоваться на международном уровне. Это, правда, дешевые импортные товары ставят под угрозу рабочие места «у себя дома.» Но решение этой проблемы состоит не в призыве государства к запрету этих товаров, а в организации рабочих всех потогонных предприятий по всему миру. Мы боремся за международное единство труда, минимум заработной платы, трудовые нормы, но никак не за национальный протекционизм и торговые запреты.
Анархисты хотят возвести самоуправляемые формы борьбы и действия, при отсутствии веры в технократию, выборы, или «наше» правительство. В этих рамках применение насилия является тактическим вопросом, не принципом: блокировать или жечь – решается ситуативно. Именно это либералы и пацифисты не хотят видеть.

В антиглобалисткое движение

Мы должны войти в новое антиглобалисткое движение. Да, оно полно реформистов и представителей среднего класса, но ведь именно поэтому мы и должны быть вовлечены! Держаться позади — значит отдать новое движение с его огромными революционным потенциалом в руки реформистов и среднего класса, значит отречься от нашего революционного долга объединить революционный анархизм с борьбой рабочего класса, значит предотвратить восстание рабов, которых использует новая элита на пути к власти.

Вопрос не в том, должны ли мы быть вовлечены. Вопрос в том, как.

Цели анархистов ясны:
1. Способствовать самоуправлению борьбы: анархисты должны бороться за организационные формы, формы протеста, формы принятия решений, которые опираются на активное участие рабочего класса и дают ему возможность самостоятельно управлять борьбой, завоёвывать доверие, и бороться снизу.

Это подразумевает:

  • Профессии, а не элитный саботаж;
  • Марши, протесты и бунты, а не пропаганда политики;
  • Комитеты действия, работающие через мандаты и подотчетность путем собраний и встреч, вместо передачи ответственности узкому кругу лидеров;
  • Децентрализованные коалиции, которые максимально позволят инициативе пробиваться снизу;
  • Повышение потенциала организаций путем поощрения горизонтальных связей между группами, а также путем обеспечения широкого распространения информации в «базовых» членов структуры;
  • Выступления и требования, способствующие классовой поляризации и разоблачению классовой основы неолиберализма. Мы можем поднять вопрос «реформистских» требования «с привкусом» классовой войны. (Например, возьмем компанию в финансовый кризис. Боссы говорят: давайте экономить деньги, наберём рабочих из аутсорсинга и сократим рабочие места. Милитант-анархисты в ответ могут, по всей вероятности, выступить с «реформистским» требованием сокращения заработной платы управляющего персонала на 80%, что приведёт в конечном итоге к сохранению компании . Это изобличит несправедливую природу системы, разрыв в заработной плате между классами и отказ боссов от рассмотрения альтернатив (а они-то их рассматривать не будут уж точно) — всё это углубит классовую поляризацию!)

2. Борьба против государства: анархисты должны выступать против национального протекционизма, против аргументов о «вовлечённости» в систему государства, против призывов к чинам «воспрянуть» против капитала, против мультиклассовых коалиций и пропаганды национализации. Вместо этого, наше внимание должно уделяться поощрению самодостаточности рабочего класса через собственную борьбу, организации и усилия, направленные на мобилизации против государства внутри и за его пределами, на классовую борьбу против капитализма.

Это призывает к:

  • Борьбе за международную солидарность с рабочими потогонных предприятий и субподрядных компаний посредством проведения кампаний, мероприятий и т.д., под эгидой общей перспективы победы международных трудовых норм (минимальной ставка оплаты труда, трудовые условия и т.д.). Это реальная основа для рабочего класса в противостоянии дешевому импорту: повышение заработной платы для всех, а не участие в гонках за выживание;
  • Регуляции условий труда посредством акций солидарности, а не посредством призывов к ВТО для обеспечения соблюдения трудовых стандартов через социальные положения в рамках соглашений о свободной торговле;
  • Изобличению классовой основы неолиберализма (попытки покуситься на заработную плату и условия труда, открытие экономики для приватизации и спекуляции),  и следовательно, ознаменованию потребности в ответе рабочего класса, который не питает никаких иллюзий о капиталистическом государстве;
  • Выступлению против приватизации на базе  её негативного влияния на рабочий класс, что выражено в потере работы и ухудшения социальных услуг, а не потому, что мы рассматриваем национализацию своего рода шагом на пути к социализму и рабочему контролю. Вместо призыва к национализации, как альтернативе приватизации  (что не произойдет в любом случае и не наделит властью рабочий класс), анархисты должны поднять вопрос о самоуправлении социальных услуг и инфраструктуры для рабочих и общества в целом, и подчеркнуть право рабочего класса на достойную жизнь.

Цели и задачи

Цель этих тактических очерков и требований проста. Данные позиции выдвигаются в качестве средства для разработки коалиции мощного, демократического и интернационального рабочего класса, сформированного на основе профсоюзов, при участии общин, студентов и т.д. Кроме того, эти воззрения также направлены на повышение либертарианского и антикапиталистического осознания международной классовой борьбы, противостояния между рабочим классом с одной стороны, и государства и капитала с другой. Важна общая уверенность, вера в целесообразность, необходимость и возможность самоуправляемого социализма ( т.е. анархии).

Многие представители движения против глобализации не примут эти цели. Но именно поэтому наше вмешательство в это движение с нашими четкими идеями и тактиками имеет жизненно важное значение.

Это же в свою очередь объясняет, почему мы испытываем необходимость в анархистских политических организациях с теоретическим и тактическим единством и коллективной ответственностью. Единство, ясность идей, преданность делу – необходимое нам революционное оружие против чрезвычайно мощного и уверенного капиталистической врага. Мы можем победить.

Перевод: Ассоциация переводчиков Anarcho News

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *