Уроки сапатизма (часть 1)

Предлагаем вниманию читателей материалы о жизни и функционировании сапатистских общин в Мексике. Данные материалы разделены на пять уроков и подготовлены самими сапатистами, на русский язык их перевели Лена Корыхалова и Олег Мясоедов, которые в настоящее время снимают документальный фильм о сапатистах. Подробнее о проекте можно узнать из их интервью. (Прим. РД)

Урок 1. Автономное правительство сапатистов

escuelita-0841

Мы ведем эти занятия из базы поддержки Сапатистской армии (САНО). Мы будем говорить от лица всех наших товарищей сапатистов. Во время наших занятий мы расскажем вам, чего достигли за последние 10 лет.

До конкисты у коренных народов были свои взгляды на мир и на жизнь, но с колонизацией многое было утеряно: традиции и обычаи, способы управления. Вместо этого коренному народу внушались другие, чуждые взгляды. Индейцы жили в бедности и неуважении, но начали восстанавливать свободу. Важнейшие моменты истории индейского народа — революции 1810 и 1910 года, а также последовавшее за ними восстание 1994 года. В результате этих событий появилось автономное правительство.

Наше автономное правительство работает на трех уровнях: локальном, муниципальном и уровне зоны.

На каждом из них представители от поселений выдвигают предложения, обсуждают их, принимают решения и выполняют их.

Главный закон автономного правительства — «Править, подчиняясь», он состоит из 7 принципов:

1. Подчиняться, а не править. Управляют сами жители, они могут выражать мнение, не важно кто, даже те, кто не работает в правительстве. Все могут предлагать, все могут решать. Свобода в организации того, что необходимо, как например здоровье и образование.

2. Представлять, а не превосходить. Есть только представители народа, нет того, кто умнее.

3. Спускаться, а не подниматься. У нас люди из правительства возвращаются в деревню и живут как все. Когда снова приходит время служить, они это делают, но остальное время их жизнь не отличается от других.

4. Служить народу, а не себе. В плохое правительство приходят, чтобы наживаться, мы же приходим только чтобы служить, наши правители не зарабатывают деньги, а отдают свой долг.

5. Убеждать, а не побеждать. Мы не предлагаем то, что не понравится. Если мы считаем, что предложение хорошее, то стараемся убедить народ. Если народ не убежден, ничего не происходит.

6. Строить, а не разрушать. В плохом правительстве к власти приходят, чтобы разрушать, а не строить. Например, образование вовсе не бесплатное, все равно приходится много платить.То же с землей, она стала бизнесом, а декларируют, что должна принадлежать и служить народу.

7. Предлагать, а не внушать. В плохом правительстве если не хочешь быть внушаемым, система тебя будет заставлять силой. Они все решают за нас, думают, что мы глупы и не можем что-то делать, не спросив у них. В наших поселениях каждый может вынести предложение

7 принципов помогают нашему правительству не сходить с правильного пути.

Свобода, которую предлагает нам плохое правительство, обманчива, всегда есть кто-то сверху, указывающий, как должно быть. Если кто-то думает не так, его ждет наказание.

Автономное правительство функционирует в трех инстанциях. Если у народа есть идея или мысль, как улучшить жизнь, ее нужно представить местной власти, муниципальной или Хунте. Но коллективное правительство существует не только на этих уровнях, но и между ними. Если у Хунты есть предложение, оно спускается в муниципальные советы. Прежде чем предложение дойдет до народа в его целесообразности должны быть убеждены на уровне муниципалитета, а также соответствующие органы. Например, если предложение касается образования, его должны принять все промоутеры и комиссия по образованию еще до того, как за него будут голосовать на местах.

Если старейшина-представитель на любом из уровней не справляется с 7 принципами, ему об этом сообщают. Если он исправляется, то продолжает служить, если нет, то выбирают другого.

Мы завоевываем свободу, и работаем на нее. Мы говорим, что автономия рождается из нас самих.

Например, посмотрим, как происходят назначения в плохом правительстве. При выборе регионального комиссара обязательно должна присутствовать аграрная прокуратура. Если без нее комиссара выбирает народ, такие выборы считаются недействительными. Мы считаем, что таким образом система нас контролирует и лишает свободы.

С приходом САНО жизнь поселения меняется на 360 градусов. Автономии нельзя научиться по книге или в школе, нет одного рецепта. Нужды населения заставляют нас жить так, чтобы местные власти правили, подчиняясь, иначе поселения просто исчезнут. Так автономия рождается из нас самих и создает коллективное правительство на трех уровнях: местном, муниципальном и уровне зоны (Хунта). В наших поселениях не уважают государственные законы, гораздо лучше у нас прижилась самоорганизация.

Мы уже живем автономно, мы уже практикуем самоорганизацию, хотя для большинства это до сих пор остается мечтой.

Автономия — наша древняя мечта, которой мы хотим поделиться ей с миром. Мы мечтаем, чтобы то, что было завоевано нами в 1810, 1910, а затем в 1994 расширилось и превратилось из мечты в реальность для всей Мексики и для всего мира, если народ того захочет. Кто считает, что это хорошо, тех мы призываем двигаться вперед. Все могут самоорганизоваться в соответствии со своими особенностями, где бы они не жили. Мы считаем автономию наиболее здоровой формой жизни любого народа.

Структура правительства

Уровни правительства:

    • Локальное правительство. На этом уровне работают агенты и агентши, комиссары и комиссарки (сапатисты намерено подчеркивают роль женщины, чтобы подталкивать их к участию), а также старейшина общины. Местный старейшина правит самой небольшой группой, будь то деревня или ранчерия. Иногда, если поселение очень маленькое, оно выбирает только одного представителя на все уровни правительства. Функция местного старейшины — знать, что происходит на земле, какие есть проблемы с землей, быть в курсе демографии (сколько жителей, мужчин, женщин и детей).
    • Муниципальное правительство. Состоит из Советников, мужчин и женщин, в некоторых также есть комиссары, если их нет на местном уровне. Функция та же — контролировать территорию, только она уже больше, также следить за ресурсами, осуществлять контроль образования, здравоохранения и коллективных работ. Муниципальных старейшин избирает народ в поселениях. У нас также есть части, которые не смогли сформировать муниципалитет, их мы называем регионами, у них также есть свои представители на уровне зоны.
    • Хунта Хорошего Правительства — правительство зоны, объединяющей несколько муниципалитетов. В ХХП работают представители от разных поселений и разных муниципалитетов. Их количество различно в зависимости от того, сколько хочет назначить народ. В среднем, около 20-30 человек формируют Хунту. Но все решения принимает народ, ХХП только предлагает и подчиняется его мнению.

Функции Хунты Хорошего Правительства:

    • Контроль за работами каждого муниципалитета, за землей, демография, здравоохранение и т.п. на уровне зоны.
    • В каждой зоне есть комунитарное радио, по которому распространяется наша информация, что происходит в зоне. За него отвечает ХХП.
    • ХХП оберегает и контролирует ресурсы, как например восстановленные земли, природные ресурсы. Эти ресурсы принадлежат всем, ХХП их только контролирует и заботится о них. Помимо этого, ХХП контролирует коллективные работы на уровне зоны и коммерцию, администрирует экономические ресурсы, смотрит как их применить наиболее выгодно для народа. А затем сводит баланс по зоне и информирует народ, сколько и куда ушло ресурсов.

Обязанности старейшин Хунты и муниципалитета:

    • следить за выполнением решений ассамблей, он является ответственным
    • собирать незапланированные экстренные ассамблеи, обязательно разъясняя почему необходимо собираться
    • вести счета и отчитываться. Деревня — экономический ресурс, контролируемый ХХП. Раз в полгода счета озвучиваются публично. Если нужно потратить деньги, необходимо согласовать сколько, выдать их, а затем сверить затраты со счетами и выполнеными работами
    • формулировать и разъяснять предложения по улучшению. Затем уже народ решает, нужно это или нетё
    • охранять коллективные работы, как например образование и здравоохранение. Если нет школы, думать как решить эту проблему, может дать транспорт в ближайшую деревню. Следить, чтобы везде были промоутеры.
    • вдохновлять на коллективные работы, потому что они выгодны и помогают автономии
    • следить, чтобы от каждого муниципалитета поступало пропорциональное количество рабочих
    • уравновешивать работы по проектам на территории, так чтобы везде развитие шло равномерно
    • заботиться о достояниях: природных, экономических ресурсах и материалах
    • служить положенный срок, обычно это 3 года. Иногда старейшины не справляются, тогда выбирают нового.
    • подчиняться правилам каждой конкретной зоны. Они могут быть различными, в зависимости от того, что хочет народ в этой зоне, только 7 принципов остаются неизменными.

Права правительства:

    • собирать внеочередные ассамблеи по любому вопросу
    • проявлять инициативу в экстренных случаях, вести расследование при возникновении проблемы
    • предлагать народу решения, но принимает их народ
    • обучаться работе и совершенствоваться в управлении. Они не учаться по книге, а смотрят на народ, что ему нужно. Также знания передаются в устной форме во время ассамблей. Так жители зачастую знают о работе правительства еще до участия

Комиссия по охране

Это Базы поддержки, избранные в своей деревне, чтобы защищать ее жителей и самоуправление, чтобы не быть завоеванными снова. Они также меняются по очереди, следят за правительством, контролируют экономику, сводят счета, подтверждают работу старейшины. Их функциями также являются:

    • Участие в «максимальных» (общих для зоны) ассамблеях: для информирования население о расходах собираются старейшины на всех уровнях и комиссия по охране
    • Контроль траты благотворительных взносов, поступающих в данную зону
    • Контроль за соблюдением местных законов и 7 принципов
    • Прием гостей, чтобы не проходили люди из плохого правительства

Комиссия по информации

Предоставляет информацию по областям работы и ориентирует правительство.

Хунта и обе комиссии координируются.

Комметарий переводчика:
Хочу оставить важное замечание по поводу работы в ХХП. Важно, что служащие в Хунте работают по очереди. Например в зоне Улитки Ля Реалидад в Хунте участвуют 24 старейшины: 12 мужчин и 12 женщин. Они разделены на 4 группы по муниципалитетам. Каждая группа работает раз в месяц в течение 15 дней, то время, когда группа пересекается с предыдущей служит для передачи знаний по текущим делам. Такая схема была создана, чтобы избежать коррупции.

Источник

Урок 2. Женское автономное правительство

(Говорит женщина) Участие женщин на всех трех уровнях автономного правительства кажется нам очень важным. Не менее важным, чем их работа по дому. Чтобы женщины не чувствовали себя ущемленными, они опираются на поддержку мужчин.

Сегодня мы, женщины, чувствуем, что завоевали свободу, и спасибо за это САНО, она заставила нас проснуться. Для нас это большое достижение, то, чего не было последние 520 лет. Женщины участвовали в управлении с революции 1910, но никогда не могли бороться, решать. Мы, женщины, не умеющие читать и писать и не говорящие по-испански, смогли добиться многого с помощью САНО. Раньше мы не могли свободно работать, плохое правительство внушило нам, что мы не годны для труда. Наша организация нас научила, что женщина имеет право участвовать, принимать решения, работать.

Нам пришлось объяснять нашим мужчинам, почему женщина тоже имеет право нести ответственность. Сейчас мы, женщины, участвуем в правительстве на всех уровнях, как агенты, комиссары, как работники радио, в комиссии по образованию, здравоохранению, как промоутеры.

Есть три сферы работ, которыми занимаются только женщины: акушерство, остеопатия, натуральная медицина. мы развиваем их у себя, чтобы не принимать государственных лекарств, которые превратились в бизнес. Также мы работаем на коллективных работах. Иногда мы собираемся только женщинами, чтобы планировать и обсуждать жизнь в деревне, так мы можем выдвигать предложения по работам и принимать решения.

Привлекать женщин было сложно. Многие не умели читать, но учились за время своего участия. Для нас управление- это учеба. Если женщина не умеет писать, она просит помощи у коллеги, а та запишет под диктовку.

Женщины, которые издавна участвовали в борьбе научили нас, что мы тоже можем работать на общее благо. Мы чувствуем свободу, которая у нас появилась.

Мы видим, что женщины Мексики не имеют такой свободы какой обладаем мы, хотя и получают образование. Даже с образованием они не могут найти себе работу. Поэтому мы говорим, что правительство их обманывает. Другие женщины нашли работу, но не могут принимать решения. Правительство производит законы, не консультируясь с работниками. Нас же уже слушают, когда мы хотим что-то предложить и высказать свое мнение, мы добились этого права все вместе, мужчины и женщины.

Мы говорим, что есть женские работы, но без помощи мужчин мы бы не справились, не двигались бы вперед.

Нелегко было нам завоевать свою свободу. Раньше женщины были лишь субъектом жизни, их не ценили. С 1994 женщин начали уважать, но они почти не принимали участие. Сегодня мы участвуем в общественных работах полноценно, мы поняли, что если не мы, то борьба не будет всенародной, это будет борьба мужчин. Поэтому мы видим в участии свой долг.

Женщина сегодня стала товаром, мы видим это по рекламам с открытыми частями тела. Почему они не показывают в них свои собственные лица или части тела своих дочерей? Нам говорят, что мы годны только для кухни и ухаживать за скотом, но мы, женщины, задумываемся о том, как сделать лучше своему народу, и воплощаем это в жизнь. Многого нам еще не хватает, но мы движемся вперед. Мы видим, что с организацией и координацией мы можем выполнять любую работу, можем достичь свободы, хотя даже так это сложно. Как же много страдания испытывают женщины во всем мире, за них мы вышли вооруженные в 1994 году вместе с мужчинами, которые думают также, как и мы. Раньше для того чтобы жениться, мужчина должен был просить разрешения у ее патрона, хозяина. Это ужасно, это страдание для женщины.

(Говорит мужчина) У мужчин раньше была в голове эта плохая идея, что только они могут все решать, что они умнее. Так было, пока мы, мужчины, не поняли, что борьба без женщин будет неполной, а потом мы увидели, что женщины могут выполнять те же работы, что и мы. И сейчас они работают на местном, муниципальном уровне и уровне зоны. Нужно идти вместе, чтобы двигаться вперед.

Вы могли бы думать, что это все еще мечта, утопия, но нет, женщины у нас уже работают везде, как и мужчины.

(Женщина) Нашим мужьям и отцам было нелегко отпустить нас на работу из дома. Раньше считали, что женщина, выходящая из дома одна, выходит к другому. Также мужчинам было нелегко справляться по дому или с детьми без женщин. Сами женщины боятся уходить из-за этого. Но нет ничего невозможного. Сначала они берут на себя небольшие обязательства, так женщины понимают, как ценна их работа и то же понимают мужчины и начинают помогать. Мы можем превзойти любые трудности, мы сделаем это для своих дочерей, чтобы они не страдали, как их матери.

Есть и другие препятствия. Например, некоторые женщины, особенно те, кому много лет, не умеют писать или читать, но даже это не является препятствием, мы нашли, как решить эту проблему. Они берут своих дочерей, которые ведут необходимые записи, а к концу службы уже сами умеют писать свое имя. Как мы уже говорили, для нас служба — это образование. Также были женщины, которые нашли в себе силы оставить семейные проблемы, которые возникали во время службы, потому что служить народу важнее. Участвуют и женщины с маленькими детьми, мы ищем способы разрешения этих проблем и находим их, хотя зачастую это нелегко.

Если женщина становится старейшиной она должна выступать перед деревней, вести счета, формулировать предложения, делать все то же самое, что должен делать старейшина, все в соответствии с 7 принципами. Если женщина не справляется со своими обязанностями и ее решают заменить, то исключительно женщина может выйти на замену.

Среди партийных есть разные способы манипулировать женщинами. Например, государственная программа Возможности предлагает женщинам помощь, но чтобы ее получить, женщину принуждают планировать семью и получать образование, и они идут это делать несознательно, только чтобы получить деньги. И если вдруг женщина не придерживается плана, ее исключают из программы. Так мы видим, как рождаются неполноценные дети. Это все вина правительства, негодных условий жизни.

Мы видим, что правительство направляет все больше программ в деревни, где живут сапатисты, предназначая их для партийных. Они это делают для того… Да не знаю для чего! Они просто нас обманывают, но мы не поддаемся. Мы знаем, что эти действия — часть правительственного плана, это не помощь, а средство контроля.

Такова наша реальность, мы ничего не придумываем, так живем мы, так живут во всем мире. На этом все. Спасибо.

Примечание переводчика:
После этого урока было много вопросов по поводу однополых отношений. Учителя отвечали, что в поселениях либо нет таких отношений, либо они не видны, поэтому им на эту тему сказать нечего.

escuelita-0845

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *