95 лет «Трагической недели» в Аргентине

Демонстрация_ФОРА_ы дни_ТРАГИЧЕСКОЙНЕДЕЛИ(2)В этот день в 1919 году начались события Трагической недели в Аргентине. Эти кровавые события вошли в историю как одна из самых ярких страниц революционной борьбы трудящихся. 7 января 1919 г. вооруженные гвардейцы открыли огонь по рабочим бастовавшей с декабря в столице металлургической фабрики «Васена», которые забрасывали камнями штрейкбрехеров. Рабочие требовали сократить рабочий день с 11 до 9 часов. В ходе возникшей перестрелки погибли 4 человека.

ФОРА была реальным мотором движения, одним из лучших образцов великого революционного анархизма наряду с Кропоткиным, Бакуниным, махновцами и радикальной частью НКТ. Она была одновременно организацией профсоюзной и идейно-анархистской. Она вела борьбу теми же методами «прямого действия», что и революционный синдикализм (стачки, бойкот, саботаж и т.д.), но отвергала идейную нейтральность, выдвигая вместо этого недвусмысленно сформулированную анархо-коммунистическую цель. ФОРА была анархистским рабочим движением. Таким образом, она следовала принципу: анархизм – это цель, синдикализм – средство его достижения. ФОРА, как она себя понимала, – «это ни анархистская «партия», ни синдикалистская организация…, она – конкретизация наших идей и наших надежд, принесенных в рабочее движение и поставленных на службу полному освобождению пролетариата…, движение угнетенных и эксплуатируемых, которое отвергает угнетение и эксплуатацию человека человеком, самая широкая человеческая концепция, которая только может существовать». Ее численность приближалась к 200 тыс. человек.

На следующий день ФОРА и общество сопротивления металлургов объявили бессрочную всеобщую стачку; ФОРА-IX (откол от нее) призвала к 24–часовой забастовке, но одновременно продолжала переговоры с администрацией фабрики. 9 января Буэнос-Айрес покрылся баррикадами, в ходе похорон погибших рабочих, в которых приняли участие около 200 тысяч человек, неоднократно вспыхивали столкновения и перестрелки с полицией (в результате, только на самом кладбище погибло до 50 человек, сотни получили ранения). Разгневанные трудящиеся атаковали и подожгли административное здание «Васена», церковь и монастырь. Город был полностью парализован, движение прекратилось, газеты, за исключением революционных изданий «Ла Протеста» и «Ла Вангуардиа», не выходили. Реакционные ультраправые группы нападали на помещения профсоюзов, хватали рабочих, начали еврейский погром. Трудящиеся разоружали полицию и вооружались. В различных частях города не прекращались перестрелки из пулеметов и ружей, рабочие отряды патрулировали улицы. Начались уличные бои. Стачка переросла в восстание.

Вечером 9 января шеф полиции Э. Гонсалес встретился с лидерами ФОРА–IX и пообещал удовлетворить требования рабочих «Васена» и приступить к постепенному освобождению заключенных в обмен на прекращение всеобщей стачки Те были готовы заключить соглашение в тайне от своих членов. На следующий день была оккупирована 30-тысячными силами армии, полиции и морской пехоты. Полицейские и ультраправые группы атаковали редакцию «Ла Протеста», помещения рабочих союзов и клубов. Тысячи человек были арестованы, некоторые высланы на остров в Рио-де-ла-Плате, среди них – секретарь ФОРА. 11 января руководство ФОРА–IX подписало соглашение о прекращении стачки. Но большинство рабочих продолжало борьбу по призыву ФОРА; стачка перекинулась на Мар-эль-Плату, Сан-Фернандо, Сан-Педро, Авельянеду, Росарио, Санта-Фе, Байя-Бланку и Тукуман. 14 января полиция разрушила типографию «Ла Протеста»; закрыты и другие либертарные издания – «Ла Обра», «Эль Бурро» и «Бандера роха». Наконец, 20 января рабочие «Васена» вернулись на работу, добившись удовлетворения своих требований.

В конечном счете стачка и восстание января 1919 г. были потоплены в крови. Репрессии затронули и провинции страны. Так, в период «кровавой недели» в Кордове были арестованы и подверглись пыткам и избиениям свыше 600 активистов различных рабочих и политических организаций. Погибли почти 1400 человек, 5 тысяч были ранены, 55 тысяч арестованы. Как в том фильме «Спартак»: «Мы мало теряем, намного меньше чем другие. Все умирают, но раб, уходя из этого мира, теряет не то же, что вы. Вас смерть лишает удовольствий жизни, а нас только её боли. Нет, уйти из жизни рабу не очень страшно, он не боится смерти. И значит – мы победим»…

Борьба с капитализмом – не только борьба за настоящее и будущее нас и наших детей. Помимо этого, кровь мучеников прошлого тоже зовет к отмщению. Послевоенный подъем капитализма, породивший научно-техническую революцию, впервые сделавшую возможной уничтожение разделения людей на управляющих и управляемых, уже исчерпал себя. Вновь капитализм вступил в фазу усиленного загнивания – и на этот раз уже необратимо. В начале прошлого века в Аргентине шли те же процессы, что на заре капитализма происходили в Англии (когда мелких самостоятельных производителей, то есть крестьян, эксплуататоры насильственно сгоняли с земли в ходе «огораживания»), а в последние десятилетия идут, к примеру, в Индии или на Филиппинах. К настоящему времени капитализм разрушил уже большую часть докапиталистической общинно-ремесленной переферии в Третьем мире, и именно это стало одной из основных причин его нынешнего кризиса. Доиндустриальная формация еще не исчезла полностью, но ее уже явно недостаточно для того, чтобы насытить разросшийся капитализм. Дальше будет только хуже. Расти ему уже некуда, места на мировом рынке заняты – остается лишь пожирать самого себя изнутри, то есть во много раз интенсивнее грабить население тех стран, где он уже развит, а также вступить в фазу третьего империалистического передела мира. Мрачная тень «дикого капитализма» 19-го и первой половины 20-го века видна в высокоразвитых и среднеразвитых странах все отчетливее и необратимее. Мир вступает в новую эпоху войн и революций. И когда пролетарии разных стран сбросят со своей спины гнетущую эксплуататорскую пирамиду, разобьют оковы векового рабства и неволи, открывая двери застенков и тюрем, разрушая храмы тирании, заменяя их светлыми чертогами равенства и братства, все те, кто отдали свои жизни, приближая счастливое завтра бедняков и угнетенных, в эти минуты будут незримо присутствовать рядом с ними.

Над баррикадой – черно-красный флаг!
Туман клубится. Враг сомкнул кольцо
Сияя касками, сверкая бронзой блях,
Уж дышит с тобою он нам в лицо…

Постой, товарищ, — придержи патрон —
Подпустим ближе, чтоб наверняка,
Прицельным ощетиниться огнем –
Немного до последнего рывка.

Последние минуты тишины,
Отвергнуты условья сдачи в плен.
Без революции и классовой борьбы
Не видеть нам, товарищ, перемен!

Как вестник гнева и души пожар,
Как новый день, как отступивший страх,
Бескомпромиссен, яростен и прав
Над баррикадой черно-красный флаг!…

 Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *