Молодёжь – бульдозер Революции

Вдовесок к недавно опубликованной статье политзаключённого анархиста Александра Францкевича предлагаем ознакомится с ещё одной аналитической статьёй в которой делается упор на потенциал молодёжи в революционном деле.

Побудительным мотивом в написании данной статьи стало наблюдение за протестами молодежи во Франции а также размышления на тему весны-2006 в Беларуси.

Не раз и не два в теоретических дискуссиях неавторитарных левых поднимался вопрос о том, какой класс или группа населения хранят в себе наибольший революционный потенциал. Большинство марксистов, ленинцы и троцкисты упорно продолжают считать, что единственный “истинно революционный” класс – это промышленный пролетариат. Именно он, по их мнению, станет авангардом революции, поведет за собой все неэксплуататорские слои общества. Все общемировые знаковые события и массовые протесты конца ХХ начала ХХI века показали ошибочность этого мнения, по крайней мере, в отношении государств “развитого капитализма” (государства западной Европы, США, некоторые страны Южной Америки).

Промышленный пролетариат, наоборот, показал себя как один из самых несознательных и консервативных слоев населения. Для примера можно взять хотя бы события во Франции начала 2006 года. Промышленные пролетарии, заводские рабочие тогда поднялись едва ли не в последнюю очередь. То же самое можно наблюдать в аналогичных ситуациях в Беларуси, в России. Традиционно самой сильной группой населения в плане революционного потенциала являются самые угнетенные, самые подавленные и самые бесправные. Кто же сегодня является этой группой населения? Кто восстанет первым и поведет за собой остальных?

На мой взгляд, это молодежь.

Молодежь, безусловно, не является классом. И это не статичный слой общества, а переходный. Но именно на молодежь, как правило, приходится первое слово во всех серьезных бунтах, волнениях, восстаниях и революциях. За примерами далеко ходить не надо: все самые ненавистные и преследуемые властью в Беларуси организации – это радикальные молодежные объединения. Молодежь наиболее массово выходила и выходит на протестные шествия и митинги, активнее всего присоединяется к политическим объединениям – как у нас в стране, так и за рубежом. Весной 2006 именно молодежью преимущественно были набиты камеры предварительного заключения в Окрестина и в Жодино. Причины политической и социальной активности молодежи, а также ее революционного потенциала, на мой взгляд, следующие:

1. Молодые люди, подростки – один из самых бесправных слоев населения. До 18 лет в нашей стране нельзя почти ничего – ни водить машину, ни устроиться на сколько-нибудь нормальную работу, ни участвовать в деятельности политических организаций, ни, в конце концов, покупать спиртное. Зато уголовно-правовое и моральное угнетение – на вполне “взрослом” уровне. За большинство тяжких преступлений ответственность наступает уже с 14 лет, а моральное давление в школах и ССУЗах зачастую не меньше чем на работе. Получается – прав меньше, а груз ответственности и гос.угнетения – почти такой же, как у взрослых.

2. Подростки острее других чувствуют несправедливость. В переходном возрасте, когда идет вхождение человека во “взрослую” жизнь, идеалистические представления о жизни и личности разбиваются о суровую реальность. Общество предстает перед молодым человеком во всей своей красе и со всеми своими “прелестями”: корыстолюбием, подхалимством, лицемерием, подлостью – всеми теми качествами, которые от нас требует капитализм. Это вызывает у людей данного возраста разную реакцию. Кто-то начинает жалеть себя и уходит от реальности с помощью алкоголя и наркотиков. Кто-то ограничивается примитивным бунтом в духе говнопанка. А у кого то это противоречие между личностью и окружающим миром, вместе со злобой и желанием что-то менять кристаллизуется во внятную, взвешенную политическую позицию.

3. Молодежь – один из самых социально незащищенных и зависимых слоев
общества. Подавляющее большинство людей в возрасте от 14 до 25 лет материально зависимы от родителей. Не меньшую зависимость влечет за собой обучение в учебном заведении. И если человек с более-менее востребованной специальностью может без проблем уйти со своей работы и найти другую, то уйти из школы для подростка – значит поставить крест на себе. А уйти из ВУЗа – значит попасть в армию и забыть про возможность добиться в обществе хоть сколь-нибудь достойного места (если не считать, конечно, службу в силовых структурах).

Все это бесправие, угнетенность, униженность, состояние перманентной оскорбленности государством, наложенные на подростковый максимализм, идеализм и обостренное восприятие несправедливости делают из молодых людей наиболее самоотверженных и зачастую даже фанатичных борцов за свободу.

Безусловно, у молодежи есть одно качество, которое не даст ей сказать решающее слово в революции: молодежь ничего не производит. Одна лишь молодежь не сможет изменить социально-экономическую систему, сделать революцию – потому что капиталистическая экономика держится не на молодежи.

По-настоящему изменить мир смогут только трудящиеся, среди которых молодежи меньшинство. Именно трудящиеся, на плечах которых и держится все хозяйство, экономика, все могущество правящих элит, объявив забастовку, и отказавшись удерживать своим трудом капитализм, смогут обрушить эту систему. Молодежь же, сколько бы она не бунтовала, может быть “успокоена” полицией и войсками, и молодежные бунты, хоть и несут известную долю опасности, не фатальны для капитала.

Сама по себе молодежь может выступить лишь катализатором общественного настроения. Она может стать тем “авангардом”, который расшевелит более массовые, консервативные и “тяжеловесные” слои общества, без которых революция невозможна – тех же промышленных пролетариев, трудящихся производственной сферы. Эти слои вступают в битву последними, но без их участия победа невозможна, потому что пока трудящиеся производственной сферы остаются лояльны системе, она будет существовать. Но сами по себе они, как я уже говорил, слишком консервативны и апатичны, чтобы устраивать серьезные волнения самостоятельно.

Какой из всего этого следует вывод? На мой взгляд, главный вывод для нас должен быть следующий: первоочередная задача для либертарных коммунистов – завоевать симпатии и поддержку политически активной молодежи. Революционные организации должны все свои силы в области пропаганды приложить к привлечению молодежи, подростков. Потому что им, и только им стоять в первых рядах грядущих сражений!

Март 2007, журнал Свобода или Смерть №5

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *