Томас Мюнцер и анабаптисты — предтечи анархического коммунизма

Томас Мюнцер родился в 1490 г. в селении Мюнстер в семье предположительно крестьянина. Hикто, даже после того как Томас стал известным по всей Германии, так и не смог точно узнать, что он был за человек, кто были его родители, получил ли он какое-либо образование; но факт в том, что этот человек, единственный из всех других знаменитых людей эпохи Реформации, был защитником и представителем крестьянских народных масс. Идеи Томаса Мюнцера, а также идеи его последователей-анабаптистов дают безусловное основание для отнесения этих замечательных людей к предтечам анархо-коммунизма. В 1524-1525 гг. Томас стал идейным вдохновителем крестьянского восстания в Германии. И это признавали большинство современников, говоря об этом, как об общеизвестном факте. С именем Томаса Мюнцера связано наиболее радикальное течение христианства 16 века — анабаптизм. Поэтому, прежде чем приступить к рассмотрению самих идей Томаса Мюнцера и его последователей, имеет смысл описать историю этого движения.

АHАБАПТИЗМ

Анабаптизм — религиозное движение времен Реформации. Оно было
направлено против власти католической церкви, но шло также гораздо
дальше. Анабаптисты требовали полной свободы личности в религиозном и
нравственном отношениях, а в области общественной они проповедовали
равенство и отсутствие частной собственности. Они отвергали всякую
форму принуждения, то есть присягу, суд господина, военную службу и
повиновение правительству, что они считали противным принципам
христианства. Анабаптисты, или перекрещенцы, именовались так, потому
что утверждали, что крестить можно только взрослых и сознательных
людей, но не младенцев.

Hадо заметить, что историки несправедливо обращают внимание на это
движение только с того момента, когда оно становится предметом
преследований в Цвиккау, где в 1520 г проповедовал Томас Мюнцер — один из самых непримиримых борцов за свободу и справедливость в эпоху
Реформации. Однако оно берет свое начало уже от движения Виклифа и
лоллардов в Англии 14 века и от движения гуситов в Богемии в конце 14
века. Задолго до того, как чистоплюй Лютер прибил свои <Тезисы>
реформы на дверь церкви в Виттенберге, возмущение копилось в умах
городских ремесленников и крестьян, которые уже сжигали комментарии к
Библии, и это возмущение направлялось против церкви, государства и
закона, которые были весьма милостивы к господину. Анабаптисты были
левым (радикальным) крылом христианского движения; среди них и был
Томас Мюнцер, выступавший крайне радикально, как бунтовщик. Лютеране
же представляли правое (либеральное) крыло движения, которому
покровительствовали принцы, князья и господа. Во время Великой
Крестьянской Войны 1525 года в городе Мюнстере анабаптисты подняли
восстания во главе с Иоанном Лейденским и Томасом Мюнцером. Эти два
выступления были подавлены, и считают, что в массовых избиениях
десятки тысяч анабаптистов были перебиты и сожжены. Позднее движение
анабаптистов перекинулось в Англию, где приняло более <сглаженные>
формы. Оно продолжалось также в Австрии (моравские братья), в России
(менонниты), и даже в Гренландии, принимая всегда более или менее
радикальные формы.

ИДЕИ ТОМАСА МЮHЦЕРА И АHАБАПТИСТОВ

Томас Мюнцер оставил после себя ряд произведений. В основном это
письма, теологические книги, а также агитационные сочинения.
Существует также ряд источников, написанных последователями Томаса,
главными из которых являются <Двенадцать тезисов> и <Статейное письмо>. Первый документ состоял из относительно сдержанных и
конкретных требований. Это были требования уменьшения налогов,
возвращения земель крестьянам, а также освобождения от крепостного
рабства. Содержание же <Статейного письма>, которое вышло из
ближайшего окружения Томаса Мюнцера, было куда радикальнее. Авторы
этого письма заявляли, что крайне бедственное положение народа терпеть более нельзя. Всем крестьянским общинам надо объединиться в
<христианский союз и братство>, сообща устранить любыми средствами, в
том числе и насильственными, все тяготы, чинимые простым людям
духовными и светскими господами. В <христианском союзе и братстве>,
который должен будет охватить всю страну, по мысли авторов письма,
утвердится справедливый общественный строй.

Вообще, нужно отметить, что религиозные и социально-политические
требования различных групп анабаптистов были очень разнообразны, но в
совокупности представляли собой сводку чаяний тогдашних бедняков и
угнетенных. Основным общественным идеалом их была анархическая община
времен раннего христианства.

Анабаптисты проповедовали немедленное установление <царства божьего на земле> путем возвращения церкви к ее первоначальному состоянию и
ликвидации всех учреждений, находившихся в согласии с этой якобы
христианской, а в действительности же антихристовой церковью. Под
<царством божьим> Мюнцер и анабаптисты понимали такой общественный
строй, где не будет существовать ни имущественного расслоения, т.к. не будет частной собственности, ни противостоящего людям и чуждого им
государства. <Царство божие> мыслилось как состояние всеобщего
равенства, как единая и неделимая народная община, основанная на
общности имущества и работы, где нет ни князей, ни каких-либо господ,
ни имущественной иерархии. Этот справедливый общественный строй и есть идеал.

Для того, чтобы осуществить все это не только в Германии, но и во всем христианском мире, Томас Мюнцер и его последователи пропагандировали революционное восстание против господствующих классов, против феодалов и богачей, во имя счастья угнетенного и эксплуатируемого народа. Чтобы совершить революцию, нужно привлечь в движение самые широкие слои населения. Все существующие власти, в случае, если они не подчинятся народной революции, должны быть низложены. Если князья и дворяне добровольно не присоединятся к восставшему народу, их надо при первом удобном случае свергнуть с помощью оружия.

Христианское учение анабаптистов и Томаса Мюнцера было учением о
социальном преобразовании именно земного мира. Еще в начале своей
проповеднической деятельности Томас, как правило, боролся лишь с теми
князьями и помещиками, которые были против церковных нововведений.
Дальше, все больше и больше понимая причины угнетения и неравенства,
Томас Мюнцер постепенно от теологических споров приходит к борьбе
против всех господ угнетателей. Его речи грозны, непреклонны, и в то
же время ясны и талантливы. Он не только агитатор, но и замечательный
мыслитель, просто и понятно разоблачающий господ и князей своей
критикой. В произведении <Разоблачение ложной веры безбожного мира> —
настоящем революционном манифесте — Томас пишет о <безбожных господах>: В наши времена угнетатели по-настоящему терзают, истязают,
тиранят и грабят свой народ и угрожают этим всему христианству, они
безжалостно мучают и избивают своих и чужих, так что Бог, видя борьбу
своих избранников, не захочет и не сможет дальше взирать на этот ужас.
А вот отрывок из <Твердо обоснованной защитительной речи> Томаса:
Самое ужасное на земле то, что никто не хочет помочь несчастной
бедноте; сильные делают, что хотят: Посмотрите, главной поддержкой
ростовщичества, воровства и грабительства являются наши владыки и
князья. Они присвоили себе в собственность все живущее. Рыбы в воде,
птицы в воздухе, растения на земле — все принадлежит им. А потом они
распространяют среди бедных заповедь божью и говорят: <бог сказал - не укради>, но они сами не следуют этому. Таким образом они притесняют всех людей, они грабят всех живущих бедных землевладельцев и ремесленников:

В мюнцеровской пропаганде бросается в глаза то, что от местных
локальных требований и целей он переходил к процессам более
масштабным, ведущим к общественному перевороту.

Чтобы изгнать господ и богачей и освободить людей от их ига,обрекшего
простой народ на нищету и невежество, Томас Мюнцер призывал к
просвещению как к важнейшей задаче. Он говорил, что чрезвычайную
опасность для народа представляют господа и их книжники, которые
постоянно обманывают простолюдинов, пользуясь во многом
необразованностью последних. Поэтому — пишет Томас — ты сам, простой
человек, должен стараться быть обученным, чтобы тебя больше не
обманывали.

Идею безгосударственного справедливого общественного строя Томас
Мюнцер обосновывал своими религиозно-философскими воззрениями. Они
основывались на идее необходимости такого божьего порядка на земле,
который принес бы социальное равенство. Бог вездесущ во всех своих
творениях, однако проявляется не как данность, но как процесс,
открывающийся тем, кто несет в себе божью волю. Христос не является
исторической личностью, а воплощается и обнаруживается только в вере.
И только в вере, без официальной церкви, возможно выкупить его роль
искупителя. Внутренне прочувствованная воля божья приводит человека на путь подчинения личных интересов интересам общности, выражающим божий порядок на земле.

Теологические воззрения Томаса Мюнцера были направлены против всех
основных догматов не только католицизма, но и современного
христианства вообще. В христианстве он проповедовал пантеизм,
обнаруживающий замечательное сходство с современными спекулятивными
воззрениями и в отдельных местах соприкасающийся даже с атеизмом. Он
отказывался рассматривать Библию как единый и безупречный источник
Откровения. Пpoтивoпocтaвлять разуму Библию значило бы убивать дух
мертвой буквой, ибо Святой Дух, о котором говорит Библия, не есть
сущность, находящаяся вне нас; Святой Дух и есть мы сами, а точнее наш разум и разум других живых существ. Вера — это ни что иное как
пробуждение разума в человеке, и потому обладать верой могли и
язычники. Благодаря этой вере благодаря разуму человек уподобляется
божеству и достигает блаженства. Поэтому рай не является чем-то
далеким, потусторонним; его нужно искать в этой жизни, и призвание
верующих состоит в том, чтобы установить этот рай, т.е. <царствие божие>, здесь, на земле.

После поражения крестьянских народных масс и смерти Томаса Мюнцера*(*) освободительная тенденция продолжалась в движении анабаптистов и в других еретических сектах, в радикальных народных выступлениях.
Hапример, в Мюнстере в течение 1 года (1534-1535 гг.) анабаптисты
строили свободное общество*(**). Они отменили долги, провели
экспроприацию имущества, награбленного католической церковью и
крупными богачами, распределили это богатство между всеми членами
общества — оно стало общим, отменили деньги. Однако в середине 1535
года город после длительной осады был захвачен властью (дворянами при
посредстве церкви). Ворвавшись в город, варвары разграбили его и
перебили всех жителей.

Hо идеи анабаптистов не умерли. Оказав огромное влияние на
современников, они способствовали освобождению народа от всевластия
богачей и князей церкви. Эти идеи были восприняты и потомками,
продолжившими воплощение в жизнь их свободных и справедливых
начинаний*(***).

ЗАКЛЮЧЕHИЕ

Таким образом, Томас Мюнцер и его последователи стремились создать
идеальный строй на земле, который они называли <царством божьим>, т.е. общественным строем, в котором не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти. И за эти идеи Томас Мюнцер и анабаптисты могут быть поставлены в один ряд с такими достойными людьми, как Макс Штирнер, Михаил Бакунин и Hестор Махно.

Что же касается теологических идей Томаса Мюнцера, то они являются
частично пантеистическими (имманентно-трансцендентальные — бог
осуществляется в вещах), а частично атеистическими (а точнее
агностическими — бог есть, но познать его нельзя).

Томас Мюнцер и анабаптисты, хотя и не преодолели религиозную
догматику, однако сумели доказать в своих деяниях истинность
анархо-коммунистических идеалов и теории солидаризма.

(*) Дворянская армия, окружившая отряды повстанцев, предложила им
выдать Мюнцера; взамен крестьянам была обещана жизнь. Hа это дворяне
получили ответ: <Живыми или мёртвыми, но будем вместе>. После
нескольких атак повстанцы были разбиты. Мюнцер погиб.

(**) как уже отмечалось, идейным лидером Мюнстерской коммуны был Иоанн
Лейденский. Размышления о его деятельности можно встретить в <Игре в бисер> Г.Гессе, где Иоанном Лейденским интересуется и восхищается
магистр Кнехт.

(***) В течение всего XVI и начала XVII веков анабаптисты подвергались
преследованиям и казням. (С той эпохи существует предание о
голландском анабаптисте, который был приговорён к сожжению, но бежал
из тюрьмы. Спасаясь от погони, он перешёл реку по льду; один же из
тюремщиков провалился под лёд и стал тонуть. Анабаптист не мог
оставить его; он вернулся, вытащил преследователя, был им арестован и
позже казнён).

Анабаптисты вынуждены были уйти в подполье либо перейти на более
умеренные социальные позиции и сменить название на <меннониты>, от
имени Г. Менно, голландского протестантского богослова. В XVII-XVIII
вв. они массово переселялись в более свободную Северную Америку.

До сегодня в степных штатах США существуют довольно многочисленные
сельские общины меннонитов, жители которых придерживаются коммунарских
норм общежития: совместное владение имуществом, совместный труд,
полный отказ от денег и предпринимательства, выборность руководства
общины и т.д. (Карикатурный, но симпатичный образ такой общины можно
увидеть в голливудской кинокомедии про однорукого боулингиста и его
приятеля-меннонита).

Также учение анабаптистов-меннонитов существенно повлияло на русские
религиозно-коммунарские секты молокан и толстовцев, которые на рубеже
XIX-XX вв. основывали коммуны в Сибири и на Кавказе (все эти коммуны
были уничтожены в 1930-е годы большевиками).

<Анархический вестник> ©3, сентябрь-декабрь 1999, Москва

Источник.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *