Страна бывших миллионеров

Горячая тема для всех беларусов — это очередная деноминация белоруского рубля. Напомним, что первая деноминация в стране произошла 12 августа 1994 года, а через 6 лет, в 2000-м году 1 января произошла вторая деноминация. В 2011 году грянул кризис и рубль обесценился в 3 раза (к настоящему времени уже в 4 раза), инфляция за один год превысила 108%. С октября 2013 года Лукашенко вместе с Ермаковой начали намекать на очередную деноминацию, только вот о сроках её осуществления умалчивалось. Говорилось, что деноминация произойдёт, когда экономическая ситуация в стране стабилизируется, цитируя Лукашенко «не должна быть такая процентная ставка, не должно быть тревог на рынке, чтобы население не волновалось». Ермакова вторила заявлениям Лукашенко «Надо восстановить целиком экономику, денежно-кредитную систему всю привести в порядок, чтобы у нас и процентные ставки были нормальные, тогда можно будет говорить о деноминации. Любая деноминация все равно приводит к росту инфляции».

4 ноября 2015 года Указом Президента Республики Беларусь принято решение о проведении деноминации национальной валюты. Объявлено, что деноминация в Беларуси будет проведена с 1 июля 2016 года, когда текущие 10 тысяч белоруских рублей будут приравнены к 1 белорускому рублю нового образца. Соответственно и цены на товары после деноминации потеряют 4 нуля к текущим ценам.

И вот, неделю назад в стране произошла очередная деноминация. По количеству деноминаций национальной валюты Беларусь вышла в лидеры на территории бывшего СССР. Первую строку по количеству деноминаций среди европейских стран Беларусь делит с Болгарией, у которой она тоже происходила 3 раза. Также Беларусь догнала Зимбабве по числу деноминаций. Больше 3-х деноминаций было только в одной стране – Бразилии, там произошло 5 деноминаций.

При этом, руководствуясь планами Лукашенко, мы далеко не можем назвать нынешние времена стабильными для экономики. Госдолг Беларуси за пять месяцев вырос на 7,4% и составляет на 1 июня 35,3 млрд деноминированных рублей, проблемные активы в белорусских банках растут седьмой месяц подряд, доллар на торгах с каждым разом дорожает, с каждым месяцем растёт список организаций-должников, которые не выплачивают зарплаты работникам (например, столичные компании задержали на начало июля зарплаты почти на 1 миллион 448 тысяч рублей , что почти 14,5 миллиарда недоминированных рублей), тарифы на коммунальные услуги повышаются, рабочие на предприятиях работают за копейки (уже в самом прямом смысле слова), на заводах и фабриках массовые сокращения рабочих, зарплаты задерживают либо вовсе не выплачивают, условия труда желают оставлять лучшего. С каждым месяцем эта ситуация стабильно ухудшается, быть может именно эту стабильность падения уровня жизни Лукашенко и имел в виду, когда говорил о сроках введения деноминации?

При этом представьте: сколько денег было и будет потрачено на преобразование всей финансовой сферы и всего, что с ней связано: от документации до банкоматов, от чеканки монет (которые уже покрылись ржавчиной) до утилизации старой валюты. При это Лукашенко клятвенно заверяет, что не будет повышения цен на товары, но во время всей это неразберихи с деньгами будет очень сложно следить за ценообразованием. После проведения деноминации возможен резкий рост цен, а уровень зарплат и пенсий, очевидно, будет подниматься очень медленно, если будет подниматься вообще.

Также у деноминации есть такие негативные последствия, как рост цены импортной продукции и обесценивание рубля, ибо объявление о будущей девальвации подстегивает спрос на товары и иностранную валюту, что ускоряет рост цен; сложности при хранении доходов в нацвалюте, независимо от того находятся они в финансовом учреждении или «в чулке», это обуславливается тем, что деньги выходят из обращения. Также деноминация ведёт к подорожанию кредитных займов в иностранной валюте и состоянию гиперинфляции (чем выше уровень укрупнения национальной валюты, тем выше степень давления на индекс потребительских цен, т.н. инфляция). Обычно при высокой инфляции государство для ее подавления запускают в оборот все больше и больше денег, чтобы остановить безудержный рост цен. Но цены могут расти и расти, в связи с чем выпуск в обращение все новых и новых денег становится для государства уже нецелесообразным, убыточным. Потому что под безудержный рост цен государству необходимо не только выпускать в обращение все новые и новые деньги, но и увеличивать минимальную и среднемесячную зарплату, пенсии, стипендии и другие выплаты. Но так долго продолжаться не может, потому что инфляция на своем пути, «съедая» рост зарплаты, пенсий, стипендий и других выплат, все больше требует наличной денежной массы. В результате этого государство постепенно утрачивает функцию контроля над денежной массой и ее обращением, что, в конечном счете, может привести к гиперинфляции. Как правило, обмен валюты происходит после обвальной девальвации, когда население теряет доверие к собственным деньгам.

Деноминация должна была выполнить такие стандартные задачи, как укрепление рубля, изъятие лишней денежной массы из оборота, упрощение расчетов и хранения денежных средств. Однако, у руководства страны есть и свои планы, например, увеличение денег в казне без инфляции, рост цен (объявление о будущей девальвации подстегивает спрос на товары и иностранную валюту, что ускоряло рост цен; после проведения обмена рост цен не ограничивался округлением, но лавинообразно продолжается) и др. В результате проведенной финансовой реформы люди сначала расстались со своими миллионами, поменяв их на тысячи, а теперь многие из них могут потерять все уже в новых купюрах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *