Выборы в Беларуси 2020: первое приближение

Выборы президента Беларуси Александра Лукашенко пройдут в этом году 9 августа. Эту дату назначил марионеточный парламент 8 мая, объявив старт президентской компании на следующий день — 9 мая. Уже 15 мая был последним днем регистрации инициативных групп кандидатов на президентское кресло. Для всех наблюдающих за предвыборным процессом очевидно: Лукашенко очень торопится — выборы назначены на максимально раннюю дату. Такая спешка, а также ряд других фактов, сигнализируют о настроениях во власти и ее планах на предстоящую кампанию.

У потенциальных кандидатов была всего лишь неделя для подготовки инициативной группы. Кто не успел — тот опоздал. Очевидно, Лукашенко не хочет ставить демократическую ширму и позволять своим оппонентам серьезно готовиться к выборам. В подтверждение этого говорит тот факт, что не были зарегистрированы Статкевич, Тихановский и другие «протестные кандидаты». Они стали бы использовать предвыборную кампанию для катализации протеста и вывода людей на улицы. Режиму это совершенно ни к чему.

Другая причина спешки, и она на самом деле гораздо более весомая, — серьезный экономический и политический кризис в стране. Разрешить экономические споры с Россией в 2019 году не удалось, потери от налогового маневра Беларуси никто не будет компенсировать. Серьезно по экономике Беларуси, как и многих стран по всему миру, ударил коронавирус. Попытки Лукашенко удержать экономику, отказываясь ввести карантинные ограничения, усугубляет политический кризис и понижает рейтинг Лукашенко максимально низко за последние 10 лет. Беларусь вошла в кризис пандемии с экономикой, находящейся стагнации, и рискует запустить ее в затяжное падение.

Протесты сторонников Тихановского и достаточно жесткая реакция власти на них — это первые ласточки масштабного кризиса режима Лукашенко. Он это прекрасно понимает и выводы из протестов 2017 года его команда сделала. Ситуацию на самотек пускать не будут, как это было во время нетунеядских протестов — тогда она вышла из-под контроля меньше, чем за месяц. Вероятно, в Администрации президента понимают, что ресурсов для поддержания статус-кво остается немного, и хотят провести выборы как можно скорее, пока ситуация не станет катастрофической и выборы не послужат той точкой кипения, что выведет белорусов на улицы.

Еще одна причина решительных репрессий всех несогласных и нежелание играть в демократию — проблема кнута и пряника. Пряник был съеден: пущен на дворцы, мусорскую свору, парады, обогащение семьи Лукашенко и так далее. Остается только кнут. В 2017 году была четкая точка аккумуляции недовольства — Декрет номер три. Вокруг него можно было строить своеобразный формат переговоров с протестующими: радикальных — на сутки, тем, кто поспокойнее — заморозку декрета. Сейчас же причина недовольства людей — это сам Лукашенко и его режим. Единственная точка, вокруг которой можно тут строить переговоры — это вопрос ухода действующего президента. А для него этот вопрос не обсуждается, а значит и договариваться не о чем. Поскольку больше подкупить недовольных нечем, остается лишь опираться на штыки. Грядущая предвыборная кампания будет максимально стерилизоваться, вернее, она уже стерилизуется.

Помимо спойлеров Гайдукевича, Ганцевича и Непомнящих есть еще пара кандидатов, выдвижение которых была сюрпризом для тех, кто следит за выборами. Это Валерий Цепкало и Виктор Бабарико. Первый — экс-глава ПВТ, второй — бывший глава «Белгазпромбанка». Сразу можно сделать вывод: за артикуляцию интересов каких групп отвечает каждый из них. Цепкало возглавлял ПВТ — госпроект, контролирующий IT-сферу белорусского рынка, а значит именно мнение «айтишников» и номенклатурщиков будет отражать его позиция. Бабарико же будет проводником взглядов крупных финансовых элит, влиятельных бизнесменов, недовольных режимом Лукашенко. Пожалуй, эти три категории населения Беларуси имеют больше всего средств и амбиций для создания конкуренции режиму.

При условии, что их участие было санкционировано АП, они могут оказаться такими же спойлерами, задача которых затянуть на избирательные участки недовольных коммерсантов и айтишников.

Являются ли Бабарико и Цепкало противниками режима узнать можно будет по их взаимоотношениям с властью: зарегистрируют ли их кандидатуры, как их будут преподносить в СМИ, будут ли преследовать их сторонников и т.д. Также важным маркером будет то, насколько активно они будут выступать с критикой власти. Кризис режима Лукашенко слишком серьезный, чтобы позволить кому-то накалять обстановку в медиа, даже если таким образом твои спойлеры создают иллюзию репрезентативности мнения недовольных.

Вполне возможно, что запущенная эпидемия коронавируса послужит поводом для запрета на любую уличную активность, введение тотального контроля и цензуры, которые продлятся до самых выборов. Пандемия принесла не только дополнительный кризисный фактор, но и козырь для подавления недовольства. Более удобный повод Лукашенко не смог придумать, даже если бы очень старался. Но необходимость таких более радикальных действий со стороны диктатуры возникнет только в случае активных протестов на улицах, выходящих из-под контроля. Пока же туповатого вида молодые люди «по гражданке» справляются с контролем ситуации.

Цель властей — повторить сценарий выборов 2015 года, когда они прошли с беззубыми кандидатами-оппонентами (в качестве аналогов на этих выборах могут послужить Конопацкая, Дмитриев, Черечень) и без повышения политической активности. Как и все предыдущие 4 президентских кампании, основная интрига выборов в этом году не вокруг кандидатов — всем очевидно, что Лукашенко объявит себя победителем. Настоящий вопрос, послужат ли выборы катализатором массовых протестов, как это было 10 лет назад? В этот раз причин для этого больше, чем достаточно. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *