Ситуация на МТЗ: денег нет и не предвидится

Группа минских анархистов в пятницу посетили Минский тракторный завод в связи с прошедшей через независимые СМИ информацией о забастовке.

Взяв с собой брошюру «Рабочий листок», в которой в общих чертах рассказывается о рабочем движении в Беларуси и не только, мы подошли к главной проходной завода. 

В начале была предпринята попытка пообщаться с рабочими, узнать непосредственно у них общую обстановку на заводе. Рабочие подтвердили информацию о падении зарплат на один миллион рублей и более. По сути рабочие не отрицали и двухкратного падения среди некоторых категорий работников. Никто о падении заранее из начальства не предупреждал — людей просто поставили перед фактом. При личном общении начальство завода отвечало рабочим, что «как вы работаете — так и платим», по сути, сбрасывая провалы своей маркетинговой политки и проблемы государства на плечи трудящихся. Хотя некоторые работники сами признавали отсутствие собственной инициативы в рамках завода, скорее, даже полный саботаж трудовой деятельности — однако для завода с заставленной на территории продукцией такая пассивность рабочих не удивительна.

Однако информация о забастовке среди них распространена мало, к сожалению, опять сказывается полная изолированность каждого отдельного рабочего в рамках своего цеха. Так же можно заметить, что многие опасаются за свою безопасность, попутно рассказывая о том, что на заводе часты случаи обычного стукачества.

Вообще пролетариат реагировал крайне вяло, многие просто спешили по своим делам и вообще не интересовались ничем происходящим вокруг. Крайне заметно выделялась растянувшаяся слева от проходной череда компаний из работяг, которые далеко не уходя от родного завода принимали свою порцию разгрузочных градусов. Из этой категории рабочих разговорчивыми оказались тоже немногие, несмотря на ожидаемое расслабление после употребления алкоголя. Молодежь больше рассказывала, однако брошюры брали нехотя.

В основном, разговорчивым оказалось старшее поколение, по словам одного из рабочих зарплата у него составила за последний месяц всего миллион рублей, у других падение на миллион-полтора, к примеру, у стропольщиков зарплата упала в полтора раза — с 6-7 миллионов до 4. Так же несколько рабочих с различных цехов подтвердили слух о забастовке, однако не знали о цехе, который ее инициировал. Вариантов было несколько: сборочные цеха или женщины из литейного. Если последний вариант действительно верен, то ситуация очень напоминает завод Амкадор-Белвар, что наводит на размышления о куда большей активности женщин в деле отстаивания своих прав. По их словам забастовка была только вчера, в четверг, в пятницу же все цеха работали — однако, судя по взаимной изоляции, сложно сказать, насколько эти данные имеют под собой основания. Так же можно было встретить своеобразную ностальгию по поводу времен 90-ых годов, когда люди не боялись выходить и перекрывать целые улицы и проспекты в борьбе за свои права. Один из более пожилых работников МТЗ посетовал на отсутствие такого же боевого профсоюзного движения как в Европе, где «по щелчку и дорогу перекроют, и покрышки сожгут». Однако, сейчас они не видят себя в такой роли, аргументируя отсутствием должных протестных настроений и неготовностью большинства (частью которого они, по сути, и являются) бастовать.

У охотных до беседы трудящихся мы смогли так же узнать, что часто можно встретить и откровенно хамское отношение со стороны начальства отношение — вроде фраз: «если что-то не нравится, то можешь уходить» и «если надо — ищи другую работу». Никаких обещаний от руководства по поводу повышения оплаты труда рабочие не получили и надежды на улучшение ситуации практически ни у кого нет.  Так же можно было заметить, что многие из недавно устроившихся на работу вообще не знали какой у них предполагается оклад, какой оклад был у других работников, что, однако, не мешало им вместе со старым поколением употреблять алкоголь прямо у входа на завод.

Брошюр было роздано немного, однако целью, в первую очередь, было выяснение ситуации на заводе и в ходе беседы уже дополнялась брошюрами. Приятно удивило, что некоторые из молодых ребят уже помнили данную брошюру, следовательно, они ее хотя бы визуально ее запомнили.

P.S. Комментарий бывшего работника завода, оставленный на нашем сайте:

Я когда увольнялся оттуда полтора года назад, то уже тогда там были проблемы с зарплатой. Особенно, если на сделке ребята — с конвееров валом уходили. Потому что их или обманывали и недозакрывали наряды, или обещали, что в следующем месяце будет зарплата как штык, но в итоге все равно обманывали. Это при том, что ребята часто стоят на таких операциях опасных и силовых, что довольно-таки прилично раньше оплачивалось. Так приходилось забирать с других участков людей, в том числе и меня, чтобы «помочь заводу».
Потом работал там с месяц летом этим — «сборка» во вторую смену и вовсе не работала, а в первую и третью постоянно не хватало людей и они если раньше могли и по сотке за смену трансмиссий собрать, то тут полсмены стоят, в домино играют да курят. А про зарплаты и говорить нечего — если раньше все думали, что может на месяц-два такие проблемы, то теперь видят, что проблемам этим уже год, трактора, что собирают — все стоят на территории завода. Буквально повсюду, чуть ли не друг на друге. А склады и подавно забиты.

И фотографии показывают, признаться, еще более-менее нормальные цеха. Там где мне пришлось работать, было все похуже.
Все в машинном масле, что гранитный пол уже вряд ли назовешь гранитным, так как он весь в толстом слое деревянной стружки, которой ранее пытались убрать маслянное пятно; а также в масле и металлические плитки, что делает довольно опасным даже просто передвижение по цеху — обувь в масле и плита в масле, что чревато.
Про кустарные методы работы, когда не дают новых ни машинок, ни ключей, а работать чем-то ведь надо, и вовсе молчу.
За выходные цех еще как-то проветривался, а так в нем постоянно стоит непроглядный смог из-за того, что трактора, которые в основном ездят на все том же машинном масле (с чуточкой соляры), коптят так, что в понедельник в первую смену этот смог стоит уже после первых часов работы.

P.P.S. Источник tut.by подтверждает информацию о забастовке в литейном цеху

1 коммент

  1. «Так же можно было заметить, что многие из недавно устроившихся на работу вообще не знали какой у них предполагается оклад»

    Вполне стандартная ситуация на многих предприятиях и конторах. Дело в том что у наших людей выработался некий рабский менталитет. Зачастую вижу как трудяги устроившись на работу, как бы внутренне проговаривают «ух устроился хоть». Молятся на любую работу и соглашаются лишь бы взяли. Если начинаешь на собеседовании много интерисоватся за зарплату или условия труда, то кадровики на предприятии настораживаются к таким и могут не принять. Из-за этого работяги стараются не заикатся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *